Большие достижения Небольшого драматического
Небольшой драматический театр, совместно с Фондом «Достоинство и наследие» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, провел Мультижанровый фестиваль «Небольшие о большом», отметив таким образом свое 25-летие и напомнив театральной общественности, на что он способен. В фестивале задействовали 6 площадок, включая Новую сцену Александринского театра, что для НДТ, прямо сказать, было неожиданно мощно.

Концепция фестиваля – показать в разных жанрах небольших (в значении не громко известных, камерных) исполнителей, которые, несмотря на свой формат, говорят о большом – о больших ценностях и проблемах современного мира, о больших литературных фигурах, о большом потенциале современных людей. Для своего марафона НДТ выбрал: мастер-класс Льва Эренбурга, клубный концерт с презентацией сборника стихов, популярный нетрадиционный спектакль «В Мадрид, в Мадрид!», популярный традиционный спектакль «Преступление и наказание», литературную экскурсию, фотовыставку, кинопоказ и гала-концерт с приглашенными гостями. Объять все было невозможно (хотя несколько событий были бесплатными), но очень быстро стало понятно, что пропускать нельзя, ибо такое вряд ли повторится.

НДТ делает очень честное искусство, здесь не боятся говорить о неловком, делать больно, провоцировать. Вместе с тем, это театр (по парадоксу) очень живых смешливых людей, что наглядно продемонстрировал этот фестиваль. Начали с мастер-класса Льва Эренбурга, серьезного мероприятия, на котором разбирали этюд и метод действенного анализа. Продолжили в тот же вечер абсолютно несерьезным концертом «Стихи и песни на Фонтанке», где препарировали стихи Сергея Уманова и пели их на все лады вместе со специальным гостем – актрисой театра «Семьянюки» Ольгой Елисеевой. Попросились на малую сцену театра им. Ленсовета, где долгое время играли и репетировали в начале пути – как встарь притащили туда все свои гробы и клетки (реквизит самого известного трагифарса), а в фойе развернули безумный интерактив на тему того, что могло бы быть в спектакле, но не вошло; поили кофе и шампанским, выдавали фальшивые паспорта в Мадрид. Отдельный день посвятили Достоевскому: актер Илья Тиунов провел авторскую экскурсию по местам романа «Преступление и наказание», на сцене НДТ сыграли одноименный спектакль, также дополнив его интерактивом и фотозоной с кровавыми страницами книги. Конечно, не обошлось без фотовыставки (а в данном случае на ней были еще и арт-объекты, и видео), которая открылась (и, кстати, работает до 2 октября!) в галерее Творческого союза художников Санкт-Петербурга (Невский, 60, справа от кинотеатра «Аврора»). Сильно удивили на киновечере, когда помимо фильма Татьяны Колгановой «Синдром отложенного счастья» и еще одной мало известной короткометражки показали документальное кино о театре «25 на чемоданах», которое сами и сняли. По словам Татьяны, которая выступила режиссером фильма и представляла его, ей бы хотелось продолжить эту «видео-открытку» и снять более развернутую историю о любимом театре и о Льве Борисовиче. Но даже то, что было представлено в «Авроре», произвело на публику большое и сильно хорошее впечатление. Оказалось, что название «25 на чемоданах» вовсе не случайно: за 25 лет жизни НДТ сменил в буквальном смысле 25 адресов! О чем не догадывались многие, даже постоянные зрители. В жизни театра Эренбурга всегда были сложности, и о них рассказывается в фильме, но даже о своих скитаниях труппа говорит философски и с улыбкой: «где мы – там и театр, куда нас уволить – из себя самих?!». Все эти годы НДТ-шники ищут свой постоянный дом, и, кажется, после такого мощного месседжа Вселенная не может их не услышать.

Завершили фестиваль традиционным поздравительным концертом, где принимали и отдавали благодарности; где много шутили и пели (во главе с Ольгой Альбановой и ее бэндом, конечно); где были гости (Инна Волкова из «Колибри», актер и певец Александр Лушин, театр АРТ, курс Ивана Благодера из РГИСИ, оперная певица Ольга Лис). В общем, за 5 дней Небольшой драматический театр показал выжимку из своих 25-ти лет. И действительно, несмотря на свое ироничное название, вызвал большие впечатления и большую любовь.
+Тамара Коновалова