Юрий Шварцкопф: Дай Бог дожить до столетия театра!
III сезон «Открытого театра» начался эффектно. В Зале искусств Дома «Зингера» блистали звезды Театра музыкальной комедии. Первая встреча в рамках совместного проекта Дома книги и журнала «Театр +» посвящена юбилею легендарного Музкома, в кресле гостя – генеральный директор Юрий Алексеевич Шварцкопф.
Впервые он вошел в здание на Итальянской, 13 будучи школьником. Мама купила билет и отправила сына на «Волшебную Стрелу», а он попал на «Марицу» и сразу влюбился в оперетту. Юрий Алексеевич до сих пор помнит артистов, которые играли в том спектакле. Тогда он не мог предположить, что нити судьбы надолго свяжут его с удивительным театром и любимым жанром. Именно Ю.А. Шварцкопф провозгласил восстановление в правах классической оперетты в числе приоритетов художественной программы развития театра, возглавив Музком почти 20 лет назад.
– Всем очевидно, что театр – это не только здание, хотя интерьеры Театра музыкальной комедии давно стали его неотъемлемой достопримечательностью. Долгие годы историю коллектива создавали совершенно разные люди – артисты, режиссеры, музыканты и те, кого редко видит зритель – директора и администраторы. Кого можете назвать из числа ваших коллег, сформировавших ваши долгие взаимоотношения с музкомедией?
– Таких фамилий очень много. Во-первых, это артисты, поклонником которых я был как молодой зритель, когда познакомился с театром. Это люди, которые творили историю театра. Расцвет жанра и театра пришелся на период Юлия Хмельницкого. Он был прекрасным руководителем и режиссером. Благодаря Хмельницкому мир увидел экранизацию «Принцессы цирка», где блистали очаровательная Зоя Виноградова, Марина Юрасова, Анатолий Королькевич, Георг Отс. Следующий исторический этап связан с человеком непростой судьбы: Владимир Егорович Воробьев возглавил театр, хотя, мягко говоря, не любил жанр оперетты и открыто говорил об этом. Именно при нем в театр пришла плеяда прекрасных драматических артистов, и появились фантастические спектакли. Он стал родоначальником мюзикла в Советском Союзе, осуществив постановку первого советского мюзикла – «Свадьбы Кречинского» Александра Колкера. Эта постановка, а также «Дело», «Труффальдино» и «Жар-Птица» Колкера составляют «золотой фонд» истории музыкального театра страны. Следующие этапы были непростые. В 90-е театр ушел на реконструкцию и мог лишиться исторического здания. Речь о реконструкции шла давно, еще в 1979-м году, когда я получил предложение занять должность заместителя директора от выдающегося артиста Виталия Ивановича Копылова. Он в тот период был не просто солистом, но и директором театра, несмотря на безумную занятость в репертуаре. На тот момент в городе уже вышло постановление о необходимости реконструкции театров, которые находились в аварийном состоянии. Был сделан проект, реализацией которого мне предстояло заниматься. Тогда заместителем руководителя города была Валентина Ивановна Матвиенко и она жестко ставила вопрос установки сроков, когда театр должен уйти на реконструкцию. И хотя я был молод, понимал, что реконструкция для коллектива – катастрофа, означающая, что лет 15 придется жить без дома. В итоге я ушел, театр встал на реконструкцию, и ситуация стала развиваться по самому неблагоприятному сценарию. Если бы в начале 90-х его не возглавил Александр Аркадьевич Белинский, не знаю, жил бы театр сегодня на своем историческом месте. Лихие были годы, и много желающих прибрать к рукам здание в центре города. Белинский при поддержке Владимира Яковлева придумал гениальный ход: не дожидаясь окончания работ в большом зале, оборудовать на первом этаже малую сцену. Те, кто бывал в старом театре, помнят, что зал был на 1600 мест, после реализации проекта осталось 740 мест, что и позволило провести перепланировку первого этажа. Открывали малый зал в мороз, и это было символично: у театра, как и у всех ленинградцев, не было легких путей. Но трудности заставляют развиваться, двигаться вперед, намечать новую линию горизонта.
– Судьба не готовила вас к профессии театрального директора. Ваша первая специальность – «Инженер-механик полиграфических машин». Но в одном из интервью вы рассказывали о первых шагах, сделанных в театральной самодеятельности...
– Это давно, в советское время, когда активно действовали Дома пионеров, Дворцы культуры, и мы все занимались в «кружках», участвовали в самодеятельности. Помните замечательный Дворец пятилетки? Увы, его снесли. А это была любимая площадка Аркадия Райкина, именно там всегда выступал театр «Современник». Замечательный был зал на тысячу мест в районе, где кроме консерватории и исторического императорского театра для массового зрителя больше ничего не было. В городе действовали два Народных театра, очень хороший театр был во Дворце культуры имени Ленсовета. А потом началось… Посмотрите, на что сегодня похож ДК Ленсовета – роскошная площадка с ужасным залом, которая настолько не соответствует современным требованиям, что даже говорить об этом не хочется.
– За долгий профессиональный путь Вы успели сменить несколько руководящих кресел: были директором Дворца работников искусств (Дома актера), заместителем директора драматического театра имени Комиссаржевской, первым заместителем художественного руководителя Мариинского театра, директором Санкт-Петербургской филармонии, а с 2005 года возглавляете Театр музыкальной комедии. Что кроме «эмоциональной закалки» дает такой разнообразный спектр должностных полномочий?
– Опыт. Знаете, когда я первый раз пришел в Музкомедию, не имел никакого управленческого опыта. В «Комиссаржевке» его пришлось нарабатывать. Десять лет служил в этом театре. Начинал в эпоху замечательного руководителя Рубена Агамирзяна. Попал туда довольно неожиданно, до этого был директором Дома актёра. Конечно, знал всю элиту Петербурга. Но когда Рубен Сергеевич позвал, сразу дал согласие: в театре работать интереснее. Правда, после этого для меня начались сверх неприятные моменты в качестве директора Дома актера, потому что мою кандидатуру долго не согласовывали на новую должность. И тогда меня поддержали уникальные, замечательные, «государственные» люди – Кирилл Юрьевич Лавров и Владислав Игнатьевич Стржельчик.
– Возглавив Театр музыкальной комедии, Вы провозгласили в числе приоритетов художественной программы развития театра восстановление в правах классической оперетты. Оглядываясь на прошедшие года, можете сказать, что удалось/не получилось из запланированного.
– Несмотря ни на что, мы сохранили и сохраняем классическую оперетту. Это очень важно и для труппы, и для публики. Не очень люблю это слово, но идеология развития жанра у нас прописана в уставе. Это первое. Второе – остался огромный пласт музыки, мало знакомый широкой аудитории. Мы наметили тенденцию – и она оказалось верной – познакомить зрителя с редкоидущими или совсем не идущими классическими опереттами. Мы осуществили постановку «Весеннего парада» Штольца, показали «Продавца птиц» Целлера. Так что активно работаем в этом безумно сложном жанре. В оперетте, кто бы что ни говорил, надо петь, как в опере. Но если в опере солистка может петь Джульетту и в 70 лет, в оперетте этого быть не может. Поэтому первой задачей стало омоложение труппы. Ведь в нашем жанре надо красиво выглядеть, красиво петь, красиво танцевать. А еще надо иметь оркестр, который в состоянии сыграть музыку великих композиторов. Оперетту ставить сложно, постановки затратные, вот почему классическая оперетта практически вымерла в Европе. А нам удается жанр сохранить. Достаточно посмотреть на две наши последние яркие премьеры – «Княгиню Чардаша» Имре Кальмана и «Жирофле-Жирофля» Шарля Лекока.
– Десять лет Театр музыкальной комедии активно сотрудничал с мэтрами жанра – Будапештским театром оперетты. Результатом этого сотрудничества стало более десяти совместных проектов. Легко ли шло внедрение нового опыта в отечественные театральные реалии? Какой проект из реализованных считаете наиболее успешным?
– Было нелегко, но я набрался смелости, пришел в знаменитый театр в Будапеште, он был лучшим на то время в Европе, и предложил сотрудничество. Это оказался мой выигрышный «лотерейный билет», всё сложилось. Мы обменивались спектаклями, брали у коллег декорации, костюмы, внедряли их стиль, школу. Сегодня наши артисты-каскадники делают сложнейшие акробатические номера, поддержки. Ни в одном театре России этого никто не может продемонстрировать. У нас есть три пары, которые выходят и производят фурор, где бы ни выступали.
Если говорить про другие проекты, то, прежде всего, следует назвать ставший мегапопулярным «Бал вампиров». Надеюсь, меня поймут те, у кого в жизни были сумасшедшие мечты: я безумно захотел реализовать у нас в театре этот спектакль, когда впервые увидел его в Вене. В тот момент даже не представлял, насколько сложно будет сделать это на нашей площадке, где нет рабочих «карманов», достаточного количества люков на сцене. Меня даже под сцену водили, чтобы показать, какая это технически сложная постановка. Я ничего не понимал, но упорно твердил, что ставить буду. В конце концов, австрийцы права дали, а вместе с ними – 25 иностранных специалистов на выпуске и еще с десяток супервайзеров, отслеживающих качество. Прошу отдать должное, практически на 90 процентов спектакль шёл в том виде, в каком он его знали зрители в Вене и в других театрах Европы.
Рискованная мечта обернулась большим успехом не только для театра. В одно мгновение популярными стали молодые артисты, прошедшие кастинг в «Бал вампиров» и «Чикаго» (наш первый лицензионный мюзикл): Наталия Диевская, Манана Гогитидзе, Кирилл Гордеев, Иван Ожогин и другие. Все они проснулись знаменитыми после премьеры и смогли себя реализовать в профессии.
– Театр только что отметил юбилей. Расскажите, как прошли торжества. Были ли приятные сюрпризы, как и положено в день рождения?
– Любой юбилей, любой день рождения – для меня лично очень волнительный момент. Это хлопоты, это вопросы, кто придет, кто не придет, поздравит ли город – а это, ведь, очень важный показатель отношения к театру. Дней за десять до торжества я виделся с Александром Дмитриевичем Бегловым и спросил: «Придете?». Он ответил «да» и действительно пришел, несмотря на свою загруженность, на то, что это был вечер накануне важного и ответственного для него лично события – инаугурации. Губернатор подарил театру сертификат на 100 миллионов рублей. Средства пойдут на первую премьеру следующего года – спектакль «Хозяйка медной горы» по сказам Бажова и на приобретение крайне необходимого оборудования. Мы рады вниманию руководства Санкт-Петербурга, рады решению выделить участок под строительство второй площадки. Потому что, когда появится вторая сцена, закончатся, наконец-то, прения между артистами разных жанров – оперетты и мюзикла – когда одни работают, а другие в это время простаивают. Надеюсь, в ближайшее время начнется процесс проектирования и это будет новый этап в истории театра.
– Каким театр входит в новый год? Какие планы на театральный сезон? Знаю, что первой премьерой будет мюзикл «Капитанская дочка» Андрея и Ольги Петровых по одноименному произведению Александра Сергеевича Пушкина. Расскажите, пожалуйста, что ждет зрителей?
– Планов у нас, как всегда, громадьё. 26 сентября – премьера мюзикла «Капитанская дочка» композиторов Андрея и Ольги Петровых в постановке лауреата Государственной премии Игоря Коняева. Оформляет спектакль замечательный художник Ольга Шаишмелашвили. Следующая премьера, которая совершенно неожиданно всплыла после трех лет переговоров – мюзикл Жерара Пресгурвика «Ромео и Джульетта». Мы давно просили у владельцев право постановки, и вдруг в этот сложный период, когда вообще практически ничего не дают, разрешение приходит. Хотим выпустить его в конце декабря-начале января. Следующая премьера – мюзикл Глеба Матвейчука «Хозяйка Медной горы» к 125-летию Бажова. Нам кажется, этот спектакль будет интересен зрителю для семейного просмотра. Следующая наша премьера, тоже свалившаяся совершенно неожиданно, – «Хорошая работа, если сумеешь ее получить». Я давно мечтал об этом спектакле, и считал эти мечты гипотетическими. Он никогда не шел в СССР, авторы музыки и либретто – Дж. и А. Гершвин. Я сомневался, сможет ли оркестр театра сыграть Гершвина. Сейчас я в этом абсолютно убежден. Мы получили лицензию, и в 2025 году зрителя ждет этот замечательный, легкий, смешной спектакль.
Также запущен проект к 80-летию Александра Журбина – прекрасный российский режиссер Евгений Писарев будет у нас ставить его мюзикл «Биндюжник и король». Планируется музыкальный спектакль Максима Дунаевского «Святая Анна». Если нам все-таки удастся решить вопрос с авторскими правами, то ставить его будет Юрий Александров. Когда Максим Дунаевский посмотрел нашего «Петра I», сказал, что хочет, чтобы именно мы реализовали его материал, который изначально был создан для московского театра. Должен сказать, что Максим Исаакович пишет для нашего театра мюзикл «Железная маска» – очень интересный материал. Кстати, 2025 год юбилейный для семьи Дунаевских: восемьдесят лет Максиму и сто двадцать пять – Исааку Осиповичу.
С нуля запустили в работу проекты «Всадник без головы» с музыкой Евгения Загота и «Банковский билет в миллион фунтов стерлингов» с музыкой Александра Пантыкина. Планов тоже миллион, дай Бог, нам их все осилить и, дай Бог, дожить до столетия театра!