ЕВГЕНИЙ МАЛЫГИН: «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА» – ЭТО ЛЮБОВЬ

Театр «Санктъ-петербургъ опера», несмотря на свою камерность, занимает заметное место на театральной карте не только северной столицы. Директор театра Евгений Малыгин пришел сюда совсем молодым человеком и прошел вместе с театром все этапы его становления: от театра-студии до знаменитого на весь мир коллектива.

– Сегодня не принято работать на одном месте больше трех-пяти лет. Совсем недавно вы отметили юбилей – 30 лет в одном театре – в театре «Санктъ-Петербургъ Опера». Почему вы предпочли такой путь?

– Хороший вопрос! Когда я сегодня выхожу на площади Труда, сворачиваю к служебному входу в театр на Английской набережной, я ловлю себя на мысли, что топчу одну и ту же дорожку уже 30 лет. Наверное, для меня это не работа и даже не служба, это – любовь. Конечно, были разные предложения, и один раз, честно сказать, я даже собрал чемоданы, чтобы заняться развитием культуры в одном из регионов. Тогда исполнительный директор нашего театра Лидия Ивановна Григорьева, театральная легенда нашего города, в ответ на мои слова, что мне надо расти, эмоционально ответила: «У нас на тебя планы, не вздумай, ты не имеешь права уходить после стольких лет!» Я остался, и не жалею, здесь есть куда расти и над чем работать!

Когда я только пришел в театр, у него не было своей площадки. Мы получили помещение и возродили особняк фон Дервиза в былом великолепии, реализовали немало уникальных проектов. Понимая, что интерес к нашему театру выше наших возможностей, мы с художественным руководителем и основателем театра, народным артистом России Юрием Исааковичем Александровым задумались о второй сцене. Давняя мечта сбылась благодаря поддержке Правительства Санкт-Петербурга и лично губернатора Александра Дмитриевича Беглова, а также председателя Комитета по культуре Федора Дмитриевича Болтина.

– Поскольку практически вся жизнь театра проходит у вас на глазах, давайте сформулируем, чем театр «Санктъ-Петербургъ Опера» выделяется на театральном ландшафте города и страны?

– Мы создаем камерные постановки тех спектаклей, которые, казалось бы, невозможно поставить в малом составе, не теряя в качестве. Это первое. Второе – уникальность нашей площадки: на мой взгляд, «Санктъ-Петербургъ Опера» – самый красивый театр. Наш коллектив за 38 лет смог вырасти из театра-студии в высокопрофессиональный театр. По репертуару, его насыщенности – мы играем много произведений, которые не исполняются нигде – наш театр не уступает крупнейшим оперным домам мира.

– Если сравнивать театр с человеком, в каком возрасте сейчас находится ваш коллектив? Юность, зрелость, старость?

– При всей молодости труппы у нас все-таки зрелый театр. Мы нередко берем материал, который никто не исполняет, иной даже в записи не услышать, поэтому исполнители должны подходить крайне ответственно к нему и показывать всё, что они умеют. Наша особенность в том, что сцена маленькая, исполнитель понимает, что находится в определенной «кубатуре» акустики, и ансамбль должен звучать так, чтобы это было высшим пилотажем и комфортным для восприятия. Камерная сцена нашего театра требует максимального профессионализма.

– Как изменится жизнь вашего театра с вводом второй сцены? Какие возможности она даст?

– Это будет большая сцена с большей высотой, чем есть у нас сейчас. Зал на 500 мест – это та золотая середина, о которой мы мечтали. Будет другой репертуар: на второй сцене сможем ставить более масштабные постановки, в особняке фон Дервиза – более камерные. Две сцены нашего театра будут как два близнеца, из одной семьи, но при этом с разным направлением театрально-музыкального жанра. Возможно, вернемся к вопросу, который очень давно обсуждали, – создать камерный балет. В этом тоже есть необходимость, потому что очень многие не знают, что есть такие балеты – с потрясающими музыкой и хореографией, но рассчитанные на малое количество исполнителей.

— Чем в ближайшее время порадуете публику?

– Ближайшая премьера – «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова по мотивам сказки А.С. Пушкина. Уверен, получится очень интересная постановка. В 2025 году будем ставить спектакль, который когда-то шел на сцене Юсуповского дворца в нашем исполнении – Доменико Чимароза, «Тайный брак». Прекрасная музыка, замечательный комический сюжет, мы понимаем, в каком формате подать этот материал, чтобы не изменять себе.  Кстати, Доменико Чимароза был признанным музыкальным авторитетом своего времени, на него ориентировались многие композиторы, и не исключено, что в дальнейшем мы включим в репертуар другие оперы этого автора. А пока радуемся, что «Тайный брак» возвращается на нашу сцену и снова станет одним из бриллиантов в нашей короне.

– Как вы лично участвуете в формировании репертуара, в каких-то творческих вопросах?

– Найти красивую оперу, забытую, с хорошим сюжетом, с удивительной музыкой – это большая редкость. Я слушаю очень много музыки, и симфонической, и оперной, смотрю архивы, которые находятся в основном, за границей, в Европе, в Соединенных Штатах Америки. А с учетом наших сегодняшних не очень простых взаимоотношений, получить доступ к архивам очень сложно. Там очень много интересных вещей, например, я довольно-таки долго носился с идеей и с Юрием Исааковичем обговаривал возможность поставить оперу Франсуа Адриена Буальдьё «Перевернутая карета». Это замечательный французский композитор, он 8 лет был придворным композитором Александра I и написал эту оперу для исполнения в Эрмитажном театре. Тогда была довольно напряженная международная ситуация, и император не мог уделять особого внимания постановкам, а тогда было принято, что император лично решал, какой будет сюжет, нравится ли ему музыка. И Буальдьё откровенно скучал. В России он написал несколько опер, включая упомянутую мной «Перевернутую карету», и отбыл на родину, где представил все задумки, которые родились в Петербурге. В своих мемуарах Буальдьё хорошо отзывался об этом периоде времени, сетуя при этом, что из-за обстоятельств не смог раскрыться в России как композитор.

– И вы хотите много лет спустя исправить эту оплошность?

– Да, я хочу уговорить Юрия Исааковича поставить эту комическую оперу, и думаю, что мы когда-нибудь это осуществим. Там, конечно, нужно подумать о сюжете, потому что, как это часто бывает в опере, при очень красивой музыке событийные линии сегодня кажутся устаревшими, и у современного зрителя ничего кроме недоумения вызвать не могут.

– У вас активно гастролирующий театр и активная фестивальная деятельность. Что дает это театру? Куда планируете поехать в ближайшее время?

– Музыкантам обязательно нужны гастроли, это дополнительная мотивация развиваться и показывать себя раз за разом с лучшей стороны. Как музыкант в прошлом, могу сказать, что для любого исполнителя в оркестре важно чувствовать себя «новичком» на каждом спектакле. А когда вы выезжаете на гастроли в другой город, понимаете, что придут и критики, и музыканты театра, в котором мы выступаем, зрители, которые разбираются в опере. Появляется внутренний тонус не допустить никаких случайностей и оплошностей. Гастроли дают возможность поднимать планку уровня профессионального театра с каждым годом всё выше, выше и выше, для музыкального театра это особенно важно. Сейчас у нас грядут гастроли в Европу. Нас очень ждут в Белграде, куда мы ездим на гастроли с 2017 года почти ежегодно, даже во время пандемии сыграли там спектакль. Из Сербии мы направимся в Будапешт. Это наша давняя мечта, мы должны были ехать на гастроли в 2020 году, а до этого привезли на свой фестиваль камерной оперы Венгерскую государственную оперу, их спектакли прошли с большим успехом на нашей сцене. И у нас было всё подготовлено, куплены билеты, оплачена перевозка декораций, но тут мир накрыл ковид. Гастроли переносились несколько раз, нас там по-прежнему очень ждут. Очень надеюсь, что мы наконец-то осуществим нашу мечту и станем первым русским театром, который пересечет границу Евросоюза и докажет, что русскую культуру отменить нельзя.

В гастрольном графике в 2025 году запланирован визит в Китай, мы собрали все материалы, обсуждаем, какие точки выберем и план гастролей. Есть заблуждение, что в Китае не разбираются в оперном жанре, в ошибочности суждения я убеждался не раз – интерес к опере здесь огромный. Организаторы выступлений отлично разбираются и в режиссуре, и в сценографии, и в дизайне света. Завоевать Китай и китайскую публику – задача амбициозная. Несмотря на свой минимализм и камерность «Санктъ-Петербургъ Опера» выступает на одних сценах с грандами оперного мира и должен им соответствовать, по-другому работать нельзя. Без преувеличения могу сказать, что по масштабности и формату мы единственные в своем роде.

– В ваших планах также создание при театре академии оперного искусства. Когда состоится открытие?

– Это большой проект, в данный момент идет ремонт в помещении для академии, надеюсь, мы его завершим в 2026 году. Заинтересованность в этом проекте огромная как в России, так и за рубежом. У нас уже есть заявки на участие из разных стран мира, например, из Индии, Египта, Китая.

— А что для вас в вашей должности, в вашей работе самое главное?

— Я бы сказал не «что», а «кто» – мои коллеги. Одному ничего не сделать. Мы вместе реализуем довольно амбициозные, мощные проекты, которые вызывают вопрос у коллег из других коллективов, конечно, по-доброму: «Почему вы такие маленькие, а ведете себя, как Мариинский театр?» (Смеется.)

Беседовала Надежда Кокарева

Фото: Анна Ривман