Петербург – город культурных мостов
Яркий «Взгляд на Восток» представил Петербургу один из старейших театральных форумов – XXXIV Международный фестиваль «Балтийский дом».
– Тридцать четвертый фестиваль – в театральном понимании времени эта цифра почти недостижима. За три десятилетия сменились несколько театральных эпох, эстетик, появились сотни новых имен. Хотя главная идея театра осталась неизменной — это воспитание души человека, утверждение ценностей милосердия и добра, и это именно то, ради чего существует театр, ради чего в 34-й раз мы проводим этот фестиваль, – открыл фестиваль его руководитель Сергей Шуб. – Нынешний фестиваль – это «Взгляд на Восток-2», мы постарались совместить казалось бы несовместимое – скажем, спектакль из Африканской республики и Московского Тюза. Всех участников объединяет некая единая концепция обращения души человека к главным ценностям.
Сергей Григорьевич рассказал, что фестиваль станет площадкой для самых ярких работ трёх поколений российской режиссуры. Открыла фестиваль постановка Антона Фёдорова «Мадам Бовари». Андрей Прикотенко представит «Мёртвые души» Новосибирского государственного академического театра «Красный факел».
– Мы волнуемся в ожидании показа, очень интересно, почувствует ли петербургский зритель те творческие процессы, которые идут в нашем театре. Поверьте, изменения происходят и в работе артистов, и в подаче шоу, и в целом в организме, который мы и называем театром. Мы привезли постановку, в которой гоголевские персонажи предстанут в новых образах, созвучных современным реалиям, при этом не потеряв особый авторский юмор и прозорливость.
Московский Театр юного зрителя включен в афишу фестиваля с «Записками покойного Белкина» режиссера старшего поколения – народного.артиста России Кама Гинкаса, перешагнувшего в планку 83-летия, но остающегося колоссально продуктивным и творчески состоятельным. Спектакль по Пушкину не просто подарок к юбилею поэта, а дань особому значению Пушкина в жизни и творчестве самого режиссёра: «Я такой, какой я есть сейчас, благодаря А.С. Пушкину».
Зарубежных участников представила художественный руководитель фестиваля Марина Беляева.
– Мы продолжаем постигать культуру других континентов и надеемся на большой интерес петербургских зрителей как к российской части программы, так и к неизведанному восточному театру. В прошлом году мы представляли театр Индии, в этом году нас ждет открытие театра Южно-Африканской Республики. Мы счастливы обрести новых друзей, они покажут уникальные спектакли мощного заряда и энергетической спрессованности.
Погружение в тайны Востока началось под ритмы африканских барабанов и росписи тотемных животных фестивальных спектаклей в технике граффити и каллиграфии. Стрит-арт художники Van Gee и Саша 64 помогали участникам перфоманса выбрать одно из семи символов и завершить его образ своими автографами.
–Петербург – город мостов, город, который соединяет культурные традиции разных стран. Фестиваль «Балтийский дом» – это тоже мост, который соединяет людей и театры. Мы рады быть одной из связующих нитей и строить мост между нашей и вашей частями света, – поделился Марсель Мейер, автор сценографии и костюмов, исполнитель роли Короля Клавдия в спектакле «Гамлет» театральная компании из Кейптауна.
Продолжением театральной программы станет новый совместный проект «Балтийского дома» и кинотеатра «Великан Парк» – «Кино ЮАР» . Кинематографу этой страны более 100 лет, первый фильм был снят в 1911 году, а первая киностудия основана в 1915 году в Йоханнесбурге. Зрителей ждут специальные показы кинохитов массового проката «Миа и белый лев» и «Отдай свою душу» режиссера Сейфемо Моцвири.
В рамках фестиваля пройдет режиссерская лаборатория по китайской драматургии 1920-х-30-х годов, совместно с Институтом Конфуция в Санкт-Петербургском государственном университете. Молодые режиссеры представят эскизы-читки четырех китайских пьес. Может быть результатом станет новая постановка, которая украсит программу следующего фестиваля и повторит успех «Влюбленного носорога» . Билетов нет на ближайшие премьерные показы спектакля, родившегося из эскиза – театрализованной читки в рамках программы фестиваля прошлого года. Это первая постановка пьесы Ляо Имэй в России.
Китайский театр на фестивале будет представлять уникальный по своей форме спектакль Чжэцзянского драматического театра «Чудный мир гор и морей» одного из наиболее заметных режиссеров Китая Чжао Мяо. Это фантастическое шоу в стиле цирка du Soleil, созданное с применением высоких технологий XXI века, героическое фэнтези с чертами философской притчи и волшебной сказки.
Конференция «Многоязыкая классика. Современный театр: ценности, опыт, рефлексия» пройдет на площадке Государственного Эрмитажа. Теоретики и практики современного театра из Индии, Китая, Бахрейна, ЮАР, России обсудят значение мировой классики на театральной сцене и ее роль в формировании культурных ценностей и посвятят время диалогу традиционной культуры и художественных инноваций, способам и формам выражения мировоззренческих рефлексий.
Подарком для театралов стал диалог режиссеров «За/чем мы ходим в театр?» . — на эти и многие другие вопросы ответили представители двух поколений режиссеров —. В живом диалоге с мастерами отечественной сцены – Камой Гинкасом и Андреем Прикотенко – зрители обсудили миссию современного театра, его перспективы и реальные вызовы, с которыми сталкивается театральное искусство сегодня. Встреча стала не только платформой для обмена мнениями, но и возможностью задуматься о будущем театра — о том, как он может оставаться актуальным и значимым в быстро меняющемся мире.
Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Правительства и Комитета по культуре Санкт-Петербурга.