ГАЛЬЦЕВ И ГАЛЬЧАТА
Яркие и талантливые, с прекрасным чувством юмора и умением импровизировать. Это про «Гальчат» – первых, единственных и любимых учеников заслуженного артиста России Юрия Гальцева. Он решился набрать актерский курс, когда стал художественным руководителем театра эстрады имени Аркадия Райкина. Начало новой эры легендарного ленинградского театра эстрады и миниатюр требовало новых личностей. Студенты мастерской Ю.Н. Гальцева из петербургской академии театрального искусства дружно перелетели на большую конюшенную, 27 и составили основу труппы.
«Взлет» длится уже 10 лет, и это один из череды юбилеев нового сезона: 85 лет назад был создан Ленинградский театр эстрады и миниатюр, 15 лет назад началась эпоха прямого наследника – Театра Эстрады имени Аркадия Райкина. Творческий полет проходит на огромной высоте зрительской любви. Она настигла «гальчат» с первой премьеры и сопровождает сейчас, когда в афише уже с десяток спектаклей, созданных ими в сотворчестве с учителем.
Юрий Николаевич рискнул вывести на сцену почти весь свой курс еще во время обучения: в 2013 году известный режиссер и второй педагог «гальчат» Владимир Глазков поставил «Шоу для настоящих леди». Веселый сюжет хорошо знаком зрителям по голливудскому фильму 1959 года «В джазе только девушки» с Мэрилин Монро в главной роли. Только на Большой Конюшенной постановщики и актеры представили свою версию. Яркая искрометная комедия стала хитом репертуара и до сих пор собирает аншлаги. Именно с этого «Шоу» начался нынешний сезон юбилеев.
Первый успех вдохновил на новый проект. Юрий Гальцев и Владимир Глазков ставят спектакль, основанный на рассказах Василия Макаровича Шукшина – «Шуры-муры». Это тоже отголосок академических будней. Как-то Юрий Николаевич поделился своим удивлением-болью, что некоторые студенты даже не слышали о Шукшине: «Я их заставил полностью прочесть пятитомник Василия Макаровича. Когда ребята сделали первый этюд, понял, что будет постановка». Премьера прошла под одобрительные аплодисменты зрителей и известных актеров, специально приглашенных познакомиться с зарисовками о жизни шукшинских «чудиков». Так «Шуры-муры» открыли серию работ, в которых движется не только поворотный круг – там сама жизнь как в калейдоскопе рассыпается и собирается в удивительные картинки.
Жанр миниатюр уютно чувствует себя на прославленной сцене. Он не только задает динамику действу, культивирует сатиру и юмор, но и позволяет каждому артисту выйти на авансцену и прожить историю главного персонажа. Сегодня стать одним из героев рассказов Шукшина, завтра примерить костюм героя из рассказов Антоши Чехонте в спектакле «Крокодил души моей», а потом пройтись по ленинградским дворам в ритме стихов поэта Олега Григорьева в спектакле «Увязался М. за Ж.». Режиссером этой постановки выступил один из «гальчат» Кирилл Петров. Премьера состоялась 5 лет назад и продолжает удивлять: как актеры, родившиеся на десятилетие позже, могут так точно передать атмосферу Ленинграда 1980-х. А они соткали нити-параллели времени «ветров перемен» с днем сегодняшним и под музыку Ленинградского рок-клуба предлагают зрителю бросить взгляд в прошлое, что было здесь одну страну назад.
Активно ставит и приглашает однокурсников в свои постановки Илья Архипов. Его «12 стульев» в жанре фрик-кабаре и сказочно карнавальные «Три апельсина» позволяют актерам продемонстрировать музыкальные, танцевальные, вокальные таланты, а еще импровизировать, шутить, пародировать. Они умеют соединить гротеск, бытовую драму, капустник, эксцентрику, лирическую комедию, сатиру, фарс, эстраду в цельное произведение искусства. Они научились бережно сохранять классику, задавая ей современный пульс. Со времен Аркадия Райкина пространство на Большой Конюшенной известно как место, где начинали свое творческое парение самые популярные артисты страны. Ученики Юрия Гальцева продолжают эту традицию, они стали достойными наследниками легендарного Театра эстрады и миниатюр. Который навсегда останется символом Петербурга, символом страны, символом эпохи.
+Мария Романова