ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ КРАСНОЙ ШАПОЧКИ
Невозможное возможно! Путаемся под ногами, задаем каверзные вопросы и подсматриваем за работой артистов, оркестра, цехов и служб государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ опера» до, во время и немного после спектакля «Красная шапочка»!
Вот вы как готовитесь к походу в театр? Заранее или очень заранее?
Мы даже не сомневаемся: визит в театр для вас — всегда праздник. Еще вечером продумываете до мелочей наряд и прическу. Начищаете до блеска туфельки и ботинки, а зимой обязательно берете сменную обувь. Не забываете и про шоколадку, чтобы съесть в антракте.
По дороге в театр заходите за цветами (непременно белыми), приходите за 30 минут... И ждете встречи с любимыми артистами, рассматривая их фотографии в фойе и изучая программку.
А в это же самое время, за кулисами, все-все готовятся к встрече со своими любимыми зрителями! Процесс можно сравнить с надежным механизмом старинных швейцарских часов: каждое колесико, рычажок, молоточек и звоночек работает очень точно и оперативно. Чпоньк! Что-то на секунду может остановиться, но тут же исправиться и снова пойти! Наблюдать за этой работой очень интересно!
Вот мимо нас, напевая веселую песенку, пробежала актриса в красивом платье, украшенном полевыми цветами, — настоящая лесная нимфа. Это же Красная Шапочка — Эльвира Копылова. Куда же она так спешит?
– Я бегу к фортепиано. Сейчас очень важно «разогреть аппарат» — распеться — сделать вокальные упражнения, которые позволяют настроить голос. Настроить так чтобы, как принято говорить в музыкальных театрах, он «пробивал оркестр» — долетал до самых последних рядов, но при этом не форсировал. Такого эффекта мы, оперные артисты, добиваемся годами и поддерживаем упражнениями, которые обязательно делаем перед каждым спектаклем. Как спортсменам и танцорам нужна разминка перед соревнованиями, так и нам очень важно тщательно подготовиться к выходу на сцену.
Закончив распеваться, Эльвира спешит на грим. По дороге успеваем еще поговорить и узнать, что ее Красная Шапочка — очень хорошая и добрая девочка, веселая, послушная, но уж очень любознательная.
– Моя Шапочка — любопытный ребенок. Она тянется ко всему новому и необычному. Такой ее увидел композитор Цезарь Кюи, и мне этот образ очень симпатичен, — признается актриса. — Мне нравится то, как она бесстрашно идет по своему пути с добротой, светом в сердце и верой в себя!
А какой Шапочку и других героев сказки увидела художник-гример Анна Барашкова? Спойлер: совсем не такими, как Шарль Перро. Особенность спектакля в том, что его населяют лешие и лесные шутихи. Это необычные персонажи и, поэтому, грим у них сказочный и даже гротескный.
– Из чего состоит гротескный грим? Здесь у нас большой нос из латекса, который мы приклеиваем на специальный клей, яркие большие брови, румяные щеки и огромные веснушки и рот — все детали лица утрированны, преувеличены, — рассказывает Анна и параллельно надевает парик жгуче-осеннего цвета на Красную Шапочку.
– А вот наша Шапочка не похожа на остальных героев. Во-первых, она девочка. И ее грим более нежный и озорной. Во-вторых (и самых главных), она обладательница роскошной шевелюры. Правда, зрители узнают об этом только в конце спектакля, — раскрыла секрет гример и тут же надела на Эльвиру головной убор, чтобы никто его не узнал раньше времени (но мы-то теперь с вами знаем, только тсс…)
Кстати, парик сделан из волос буйвола, которые очень жесткие и пружинистые. Именно поэтому все кудряшки даже под шапочкой сохраняют свой объем и в самый нужный момент они задорно, словно лучики солнца, топорщатся в разные стороны — ну красота!
Волк на грим не пришел. Где же он прячется? Мы решили поискать его у бутафоров вместе с Наталией Плешковой, исполнительницей партии мамы и лесной шутихи.
– Нашего Волка, конечно, многие детки боятся. Он такой большой, с горящими глазами и огромной пастью. Брррр! Но ведь все заканчивается хорошо, поэтому уже в фойе театра, когда мы выходим фотографироваться с нашими зрителями, к нему выстраивается очередь. Все хотят почесать Волка за ушком, — Наталия рассматривает маску Волка в костюмерном цехе и демонстрирует ее технические возможности: легким движением руки глаза зверя загораются ярко-красным цветом. Впечатляет!
– Я очень люблю эту постановку, потому что в ней можно похулиганить. По ходу действия мы можем с партнерами немного с другой интонацией произнести ту или иную музыкальную фразу, подмигнуть друг другу или развеселиться. Поэтому ни один спектакль не похож на другой, — заканчивает разговор Наталия и уходит готовиться к спектаклю.
На часах 14:40. Мы решили немного подождать Волка вместе с Дарьей Глебовой — костюмером театра. Дарья показывает маску волка изнутри — очень сложная конструкция, которую необходимо периодически заряжать — блеск глаз сам себя не включит. Вся подготовка к спектаклю занимает не так много времени, и в основном состоит из мелких нюансов: главное ничего не упустить.
Ууупс, мы, кажется, упустили Волка… Но не упустили возможность спуститься в оркестровую яму. Здесь уже собрались музыканты. Они настраивают инструменты и… Что это? За их работой наблюдают несколько пар любопытных глаз. Это первые зрители, встав на цыпочки, стараются узнать все секретики. Но мы их опередили (вот как хорошо работать журналистом!)
Тынь, тынь, тынь — Ольга Меркурьева, музыкант группы вторых скрипок, — дотягивается смычком до маленьких головок. Дети смеются и не уходят, кажется, смычок сработал как волшебная палочка и окончательно их приворожил.
– Важно не опаздывать! Перед началом мы должны успеть пройти с коллегами сложные места. В этом спектакле их не так много, но из-за того, что мы играем в малом составе — по одной скрипочке, по одной виолончельке, — у каждого большая ответственность. Надо быть в форме. А еще, лично для меня, важно хорошо выглядеть. Вот поэтому на детских спектаклях на мне всегда корона, — тынь, тынь, тынь Ольга продолжает очаровывать зрителей.
Зал почти полон. Спектакль начнется через пять, четыре, три, две, одну…
В антракте, пока зрители обсуждают Волка и его вредное поведение, все службы готовятся ко второму акту. Реквизитор Татьяна Яковлева на сцене приводит в порядок комнату бабушки, в которой, после перерыва, поселится волк. Застилает пледом кровать, расправляет занавески и подушечки…
Как за 15 минут из леса мы попадем в дом? Спросите вы?
– Легко! — ответит вам машинист сцены Дмитрий Холин. — За считанные секунды, благодаря секретному суперзанавесу, который скрывает нашу работу от глаз зрителей. Разворачиваем декорации — и вот вы уже совершенно в другом месте. А еще в этом спектакле мы «загружаемся» в Волка и с помощью рычагов приводим в движение его ноги…
Но где же сам Волк?
Третий звонок, началось второе действие. Как и полагается в самой хорошей сказке, любовь и Красная Шапочка спасли мир! Но почему никто не торопится домой смотреть мультики? Потому что все знают: сейчас раздвинется вон та неприметная серая шторка в углу, и в нарядное историческое фойе выйдут любимые герои! Что? Да! Сказка продолжается! После каждого детского спектакля артисты «Санктъ-Петербургъ Опера» выходят к своим зрителям, чтобы пообщаться, сделать фотографии и ответить на вопросики. Получается, опера — это совсем не скучно! Наоборот, очень даже весело! Вдоволь пообщавшись и сделав миллион селфи для соцсетей, театралы от трех до бесконечности спешат домой, напевая арии из оперы.
Мы же спешим за сцену, чтобы словить удачу, то есть Волка, за хвост.
Наконец-то! В гримерке встречает самый настоящий Волк — артист Александр Коряков. Всего лишь полтора часа назад он пытался съесть на обед бабушку и девочку. А сейчас жует яблоко, которое ему подарили поклонники.
Волк-вегетарианец? Это интересно! Но куда интереснее узнать, как же Александр поет в маске?!? Секрета нет. Ежедневная работа над собой и своим голосом, репетиции, упражнения — и тогда вы будете хорошо звучать всегда, в любом костюме и образе.
Кстати про образ!
– Мой волк весьма темпераментный, живой, пластичный. Я таким его вижу. И мы с ним в этом похожи. Конечно же, меня боятся во время спектакля. Но после — после ко мне тянутся! На самом деле, именно на детских спектаклях мы артисты больше всего ощущаем колоссальную связь между нами и зрителями. Ты даришь им свою энергию, а в ответ получаешь в миллион раз больше положительных эмоций. Это невероятно здорово!
Так же здорово, как провести время в театре — Театре «Санктъ-Петербургъ Опера»!
Фотографии Анны Прищеповой