Киноноябрь-2022. Русский народный, разнознаменный киноансамбль…
Киноноябрь-2022. Русский народный, разнознаменный киноансамбль…
Разный по жанру и по настроению киноноябрь-2022 почти целиком и полностью отечественного «посола». Почти. Кто свои «концы» докороновирусные обрубил, доснял, долепил начатое до карантина, кто в режиме спринта поработал, кто-то смонументальничал, вложил немалые средства в свое кинотворение. И вот сошлись в киноноябре Иван Грозный и Петр Первый, пришельцы и любовники, «Сестры» и даже… «Слон» с «Гордеем…».
О свежей российской приключенческой кинопатриотике «Либерея: Охотники за сокровищами» разве что ленивый не писал. Актерский состав проекта подкупает. Тут вам и звезда блокбастера «Майор Гром: Чумной Доктор», а также фильма о «Первом Оскаре» Тихон Жизневский.
Глянцевая женская периодика вписала Жизневского в актуальные секс-символы. Высок, хитроглаз, обаятелен, разновариантный. Из неактуальных, очевидно, секс-символов тут Алексей Серебряков и Артем Ткаченко, звезда которых всегда на плаву благодаря работам на большом экране и ТВ.
Что до сюжета, в основе свежей приключенческой кинопатриотики вновь библиотека Ивана Грозного. Тот еще был книгочей и сатрап. Оказывается, промеж взятием Казани и убиением собственного сынишки Иоанн Васильевич собирал книги, и эта библиотек до их пор не дает покоя нынешним российским индиана джонсам и ларам крофт. И ладно б одна Москва в кадре была, но тут и Вологда, и Нарьян-Мар и... География фильма, словно у Джеймса Бонда. И съемочный размах тот же.
Следующее кинопредложение от откровенно театрального режиссера Валерия Фокина «Петрополис» словно бы краткий немой ответ на обильный звучный дамский вопрос: «Куда-куда подевался молодой доктор по имени Фил Ричардс из супермодного сериала «Интерны» канала ТНТ?
Неужто к своим отцам из однополой семьи в Америку укатил?» - Нет, Один Ланд Байрон – актер, не персонаж, вовсю трудится на ниве киноискусства, российского, отметим. Вскорости даже Петром Ильичом Чайковским станет в картине «Жена Чайковского». А пока вот «подрабатывает» Филипом Грэмом в драмофантастике «Петрополис» Валерия Фокина. Где вновь ООН, инопланетная закулиса, фатальные конспирологические догадки и домыслы о судьбах Земли в ракурсе вероятного контакта с пришельцами. Правда, ТНТшный Фил Ричардс с вечным белым халатом и стетоскопом на шее тут не в топе, в главных ролях сложносочиненный Антон Шагин и звезда дилогии «Обитаемый остров» Федора Бондарчука Юлия Снигирь.
Терпкая, словно мягкое ягодное вино драма «Велга» молодого режиссера Анастасии Нечаевой успела-таки собрать урожай откровенно положительных откликов. За счет правильных премьерных показов в Москве и Петербурге, участия в нужных фестивалях, а также – очевидно, за счет того, что в кинофильме занята «дочь Бодрова-младшего». Милая простодушная Ольга Сергеевна Бодрова стала своеобразным кинофетишем для продвинутой и просвещённой публики.
Для Ольги Бодровой адаптация незатейливого с виду рассказа лауреата Нобелевской премии по литературе 1933 года русского писателя-эмигранта Ивана Бунина стала первой работой в кино. Невзирая на карантин съемки прошли в 2020 году, после того Бодрова «засветилась» в статусном многосерийном он-лайн проекте «Карамора» Данилы Козловского и драме «Море волнуется раз», где сразу стала «первой скрипкой.
«Грозный папа». И снова на авансцене кинотеатров России он, который и «Казань брал, и Астрахань брал», и в прежнем абзаце заставил напрячься любознательный, предприимчивый народ в поисках своей чудо-библиотеки – Иван Грозный. Он же Иоанн Васильевич, который по Булгакову и Гайдаю «меняет профессию», он же – четвертый по счету представитель династии Рюриковичей по имени «Иван».
И второй – Иван Васильевич. Режиссерский дуэт матерых комедийных кинокудесников Карена Оганесяна и Юрия Коробейникова заставляет сначала Евгения Гришковца облачиться в кафтан царя-библиофила и «отца нации, душегуба-опричника», а после полученное в виде Ивана Грозного отправить... в наше время. Из мрачного русского средневековья. Нет, это не парафраз известной пьесы Михаила Афанасьевича или же сюжет фильма Леонида Иововича. Тут фокус в ином. Сошлись, было дело, два отца, один из которых царь, второй – археолог. Первый хочет спасти пораненного сынишку, второй – наладить контакт со своими отпрысками...
Когда в «Любовниках» согласья нет... Нет, каст в «Любовниках» Елены Хазановой словно мраморный монолит, с яркими фактурными «прожилками» маститых киногероев современности. Тут вам и вездесущий, многообещающий до сих пор Павел Прилучный, ладный словно эллинский атлет Роман Курцын, Алексей Золотовицкий и неординарный Максим Виторган.
Женская часть представлена не менее пафосным ансамблем. Тут и Алена Бабенко, недавняя звезда сериала «Классная Катя» канала СТС, Любовь Толкалина, только что удачно «выстрелившая» в сериале «Неличная жизнь» канала ТНТ, еще одна ТНТшная звезда Елена Муравьева и певица Глюкоза – когда-то, теперь же сиятельная кинодива Наталья Чистякова-Ионова. Прямого отношения к прежней киноработе Елены Хазановой «Любовницы» свежая премьера не имеет. Но также преисполнена нравоучительным и поучающим гендерным подтекстом.
«Петр I: Последний царь и первый император». Кто хоть раз сыграл какого царя в кадре... Трудно сказать, насколько людская киношная молва права, но с высоким, статным, импозантным Иваном Колесниковым киносудьба сыграла именно такую шутку. Побывав в образе царя Николая Павловича, подавителя восстания декабристов в многоплановом и концептуальном «Союзе спасения», Колесников – берите выше, копайте глубже, теперь Петр Алексеевич Романов.
Тоже подавитель – стрелецкого бунта, резатель боярских и купеческих бород, усекновитель церковно-приходских прав, воеватель – а вот «за» или «от» - те приставки сами расставьте. Главное, если верить свежеиспеченному гисторическому кинополотну, Петр Романов – эдакий фундаментальный перфекционист-реформатор, выдернувший на манер Мюнхгаузена за паричок из болотца Россию из бытовой, экономической трясины в один ряд с весомыми монархиями планеты.
И так почти два часа. Кстати, личность царя-императора будет раскрыта поступательно, не один Колесников в сем образе «засветился». Будут юные и отроческие портреты...
«Сестры» режиссера Ивана Петухова обещают сильно неординарное, эмоционально невыдержанное, а посему психоделически привлекательное кино. С ужасом, мистикой и прочими атрибутами нетривиальной мистерии. С введением в тему, кульминацией и выводом.
Из фильма – и кинотеатра. Что до кинокаста, подбор актерский здесь силен. Два Никиты, один – московский, отпрыск дома Ефрмемовых, второй – петербургский, крепко сбитый драматический молодец Никита Волков, барышни призваны в кадр не менее: Ирина Старшенбаум, Аня Чиповская... …Аня — молодая мать, которая уже много раз тщетно пыталась спасти себя и ребенка от нарастающей агрессии мужа.
Оказавшись в отчаянном положении, она узнает, что есть темные мистические силы, способные прийти на помощь таким, как она. Особым обрядом крови и огня Аня призывает потустороннее сестринство, но теперь должна решить, готова ли она пройти этот путь до конца.
«Слон». Добродушный и улыбчивый Гарик Петросян сумел-таки достучаться до драматургического «нутра» глянцевитого лощеного Павла Прилучного, засадить его персонажа – хмурое и неулыбчивое нечто, за баранку невесть откуда взятого авто с крупной суммой денег, ради сына, его здоровья, на Земле. Манкий, девицами всех возрастов обожаемый Прилучный здесь, в «Слоне» - крупноплановый, характерный, жесткий и даже хладнокровный избавитель сына от катастрофического недуга. И вроде сюжет банален, но ставка режиссера Гарика Петросяна на Прилучного должна отыграть тут все сто.
«Тень: Взять Гордея».
Он — неуловимый шпион, который проходит по сводкам как «Гордей». Он — настоящая тень, человек с множеством лиц, которого никто никогда не видел.
Поймать предателя Гордея — главная цель российской контрразведки, ведь этот загадочный человек неуловим и крадет государственные секреты. Когда появляется информация, что шпион прямо сейчас действует в Москве и под угрозой оказывается национальная безопасность страны, на его след выходит молодой контрразведчик Вадим. Ставки в шпионской игре повышаются с каждым днем, главная из них — поймать Гордея пока не поздно, или погибнуть…
+Дмитрий МОСКОВСКИЙ
Материал опубликован в журнале «Театр+» № 28 (ноябрь 2022).