«Круги на воде. Достучаться до сердец»

10 октября фестиваль современной музыки «Петербургские дожди» продолжил знакомить слушателей с той романтической стороной музыки, о которой не раз упоминал в своих интервью его художественный руководитель, председатель Петербургского отделения Союза композиторов Антон Танонов, представляя осеннюю «сессию» питерских композиторов исключительно в светлых и поэтических красках.

На этот раз премьерные (в России) произведения современных российских и зарубежных авторов исполнил ещё молодой, но уже ярко заявивший о себе ансамбль ударных инструментов «Просодия». Ансамблю, состоящему из талантливых музыкантов, ещё только год, но он уже привлёк внимание публики и, конечно, современных композиторов, ищущих новые формы для самовыражения. В техническом «арсенале» исполнителей не только знакомая нашему слуху «линейка» ударных инструментов, но и множество тех «гаджетов», которые приходят в исполнительство из нашего быта, прочно занимая свое место наравне со своими «классическими» конкурентами. Взять хотя бы металлические бочки (о которых также ниже будет упомянуто) — они уже давно стали своего рода «железными литаврами», на которых при определённом мастерстве «возможно всё».

Название «Круги на воде» как нельзя лучше передаёт то самое фантастическое воздействие звуков ритма, которое нам пришлось испытать на концерте. Подобно затухающим волнам от камешка, падающего в абсолютно спокойную воду, звучание ударных дает толчок нашим ассоциациям. Они, как круги по воде,  движутся в нашем сознании, порождая все новые и новые образы. Я бы добавил для сравнения сюда еще картинку забавы нашего детства — камешек, который мы запускали прыгать по воде. Подобно нему звуки ритма движутся по нашему сознанию, оставляя в нем яркий и короткий след.

«24 loops» — произведение французского композитора Пьера Жолдовски открыло концерт и стало своего рода смысловой прелюдией того «цикла» сочинений разных авторов, которые за ней были представлены. Каждый из исполнителей выходил к инструментам, по очереди играя на них короткие ритмические фигуры, которые повторялись в мгновенной записи и становились частью общей постепенно нарастающей ритмической фонодией. Предполагаю, что уже в далёком  2006 г., когда это произведение создавалось, оно могло стать своего рода «панегириком» стремительно развивающимся компьютерным музыкальным сэмплам, создание которых напрямую связано с применением «петли», зацикливающей звук до бесконечности. Но этой идеей композитор не ограничился и всё–таки ввел для исполнителей моменты импровизационности неповторяющихся ритмических «всплесков».

Артур Зобнин представил свою «Грустную песню» (2024). Возможно, что она и была таковой на фоне общей динамичности концерта, но в контексте фестиваля, казалось, что для определения её характера все–таки больше бы подошел дух романтики Питерской осени. Ветер же жарких стран, привнесенный звучанием маримбы, не мог не согреть капли наших холодных октябрьских дождей…

Светлана Лаврова осталась верна себе в поисках отображения человеческой психологии, представив нам свой  «Триггер». Идея оказалась созвучной общей атмосфере состояния мимолетности и изменчивости, которая царила на концерте. Что  это — попытка осмыслить тот самый модный сейчас в искусстве «триггер» как взведенный пусковой крючок последующего действия или действительно некое посттравматическое  состояние души? — оставалось загадкой, что в общем само по себе уже интересно.

Не могу не отметить своё личное впечатление от пьесы Артема Петайкина «Облака». Облака, как явление физическое, давно стали для людей художественным образом, постоянно обновляемым временем. И в живописи, и литературе, и в кино облакам отведено особое «священное место», как и их религиозному переосмыслению в наших жизненных поисках. Облака в небе, как и вода на земле, — стихия, не ставшая для нас местом постоянного пребывания. В то же время она манит нас к себе, и в наших фантазиях нам кажется, что именно в ней нам больше всего хотелось бы укрыться. Это всегда было, есть и остаётся таинственным хранилищем, в котором мы можем спрятать всё самое важное… в том числе и необходимые файлы…

Не обошлось и без космической темы в «R Coronae Borealis» Алексея Глазкова. Не будем вдаваться в особенности переменных звёзд нашей Галактики, отметим только, что сама тема пульсирующих, рождающихся и умирающих светил хоть и не нова для композиторов, но всегда интересна и востребована. (Мне лично сразу пришла на ум фантасмагория для симфонического оркестра Игоря Друха «Бетельгейзе», посвященная одноименному красному сверхгиганту, взрыв которого является предметом обсуждения всех причастных к астрономии.) Мерцающий свет далекой звезды в пульсирующих звуках электроники и ударных — прекрасный повод задуматься: а как же все–таки для нас мог бы «звучать» вакуум?.. Алексей Глазков привлек для создания своего произведения три основные составляющие: шумовой фон, железные бочки и человеческие реплики. (Кстати, в копилку успехов ансамбля «Просодия» стоит прибавить ещё и артистизм его участников, их прекрасное владение голосом).

Завершили концерт два произведения зарубежных композиторов: «Omphalo centric lecture» австралийца Найджела Вестлэйка и «Pillar IV» американца японского происхождения Энди Акихо. Исполнение первого произведения хоть и стало премьерным для России, но написано оно было в ещё более далёком 1984 г. и с того времени обрело достаточно большую популярность как на родине автора, так и за рубежом, причём в нескольких версиях аранжировки. У нас она была представлена для квартета солирующих маримбафонов (балафонов), шейкера, лог–барабанов, тарелок. По словам автора, на создание этого сочинения его вдохновила одноименная картина Пауля Клее («Лекция, посвященная Омфало»). Тема Африки легко прослушивалась в музыке «Омфало» и была «соколористична» картине немецко–швейцарского авангардиста.

Заключительное произведение Энди Акихо написано в стилистике, близкой традиционной игре на японских барабанах тайко, которая, в частности, нам знакома по выступлениям знаменитой японской группы «Кодо». Что ж, тема ножей и барабанов как всегда остаётся излюбленной для востока. Однако автор не ограничился этим и попытался переосмыслить традицию через призму времени, придав некий «симфонизм» форме своей музыки, что очень хорошо подошло для финальной части концерта.

Сразу после концерта я поймал себя на мысли: какую огромную палитру образов мне довелось увидеть, слушая ансамбль «Просодия». «Круги на воде» открывают огромную перспективу в искусстве сочинения музыки, чего я искренне и желаю всем  своим коллегам!

В заключение хотелось бы назвать имена молодых прекрасных исполнителей ансамбля «Просодия», которые мы с вами ещё не раз несомненно услышим:

Андрей ТАРНАУХА

Тихон АНТОНОВ

Руслан ЗАЛАУТДИНОВ

Лев ЗИМИН

Александр ГОРЯЧИХ

Максим ТАЛЫЗИН

Пётр НИКОНОВ.

Итак, фестиваль «Петербургские дожди» с нами и продолжает радовать нас своими концертами!

Сергей Дягилев