Пятеро Маяковских, Моцарт и Сальери гостят в Эрмитажном театре

Вход в Дом книги похож на портал в золотую осень. А 14 октября, открывая эти двери, петербуржцы могли открыть для себя Московский музыкально-драматический «Театр Терезы Дуровой».

Основатель театра, художественный руководитель и главный режиссёр, народная артистка России Тереза Дурова пришла в сопровождении троих Маяковских. Творческая встреча проекта «Открытый театр» состоялась в канун начала петербургских гастролей. С 15 по 17 октября в Эрмитажном театре покажут музыкальную драму-расследование «Моцарт и Сальери. Версия» по пьесе Пушкина и эссе Артема Абрамова и музыкально-поэтический спектакль «Без галош элегантнее» по лирике Владимира Маяковского.

Началось со знаменитого и экспрессивного «Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?» Без галош, невероятно элегантные поднимались на сцену Зала искусств артисты, которые играют роль Маяковского. В спектакле их пятеро, чтобы подчеркнуть поднимались разносторонность и многогранность поэта.

– Парни – огонь! И вокально, и драматически! Где Вы набираете красивых артистов с такой мужской статью? – одна из зрительниц не удержалась и после аплодисментов, криков «Браво!» озвучила удивление зала.

Тереза Ганнибаловна ответила с присущим ей чувством юмора и элегантностью.

– Нас таких 59 человек! Жаль, Зал искусств не может вместить оркестр, в сопровождении которого идут постановки! Мы – яркая команда индивидуальностей. У меня нет задачи приглашать молодых, чтобы они долго-долго работали в мимансе. Каждый получает главную роль в какой-то постановке, а в другой – играет на втором-третьем плане. Мы ансамблевый театр, все очень колоритны. Вокал, хореография, бои – все много занимаются, чтобы быть интересными зрителю на стыке драмы, музыки и танца.

Петербуржцы уже знакомы со спектаклем «Без галош элегантнее», и тепло приняли эту премьеру в прошлом году. Премьера этого года стала определяющей при выборе площадки – Эрмитажный театр.

– Я сразу поняла, что «Моцарта и Сальери. Версия» мы будем играть на этой уникальной, легендарной сцене. Мы даже в Москве, у себя в театре создаем антураж и атмосферу этогоособенного пространства. Живая музыка, красивый вокал, качественный свет и декорации помогают зрителю погрузиться в интересный мир переживаний и чувств. Дома постановка идёт с большим успехом, надеюсь, петербургский зритель тоже оценит оригинальную историю. Для нас это вновь премьера, новое звучание в новой аудитории.

Программка спектакля настраивает на музыкально-исторический детектив. Пушкинские Моцарт и Сальери стали участниками судебного процесса в Милане в конце 20 века. Солидные мужи разбирали, как статья некоего журналиста о кончине Моцарта была построена на сплетне служанки о смерти композитора от яда. Эта глупость превратилась в детективную историю и притчу о талантах и завистниках.

– Сальери у нас ироничен, а Моцарт всегда был ироничен. Если для создания спектакля о Маяковском мы работали в его музее, то для «Моцарта и Сальери. Версия» мы знакомились с подлинными документами того знаменитого миланского процесса, на котором адвокат обвинил Пушкина в том, что из-за него Сальери стали воспринимать монстром, что «Маленькие трагедии» на века сделали его олицетворением всё пожирающей зависти. А ведь Сальери был хорошим композитором и учителем. Мы даже провели эксперимент: приглашали выдающихся музыковедов, исполняли музыкальные фрагменты и просили сказать, какой из них больше понравился. Удивительно, но очень многие выбирали не Моцарта, а Сальери. В постановке много музыки и Пушкина. Когда филармонический оркестр, Когда дирижер берет в руки скрипку, когда в дело вступает филармонический оркестр высочайшего мастерства, только в таком случае это может соединяться с Пушкиным.

В этот вечер в Доме книги поток в зале с классической литературой был ещё выше. Это один из эффектов просмотра даже фрагментов спектаклей Театра Терезы Дуровой.

– Театр и книгу объединяет слово, объединяет нечто, что будит воображение. Книга в руках или поход в театр очень важны, в этот момент между ними и тобой нет кнопки, это чистое восприятие, человеческий контакт, пробуждение эмоций. Вот почему на наши постановки приходят семьями, нас любят подростки, есть о чем поговорить, что обсудить. С каждого спектакля наша публика должна уйти с открытым сердцем, с добром, с желанием любить и быть любимыми.

Поклонников у Терезы Дуровой и её театра после встречи в «Открытом театре» прибавилось. К десяткам гостей, аплодировавшим в Зале искусств, только за один вечер присоединилось более 200 000 телезрителей, посмотревших прямую трансляцию. Они знают, что сегодня вечером за кулисами Эрмитажного театра московские артисты будут волноваться, как перед прыжком с парашютом. Занавес открывается, прыжок и зазвучит волшебная музыка, волшебные строки. И зал будет снова влюбляться в Пушкина, в Маяковского. …Я знаю силу слов, я знаю слов набат…

+ Ирина Мохова

Фото: Надежда Кокарева