«Оперный Оскар» на сцене Мариинки
30 ноября на исторической сцене Мариинского театра состоится торжественная церемония награждения лауреатов IX Национальной оперной премии «Онегин». Лучшие певцы и лучшие оперные премьеры предыдущего театрального сезона получат «Онегиных» за значимые достижения в оперном искусстве.
– Чем отличается новый сезон премии? – «Театр+» встретился с Игорем Тарасовым, генеральным директором и членом экспертного совета Национальной оперной премии «Онегин».
– Во-первых, он предъюбилейный, получен исторический максимум заявок – 122! Экспертный совет отсмотрел более трёх десятков оперных спектаклей 22 музыкальных театров. В шорт-лист вошли 14. Не буду отдельно кого-то выделять, много громких имен и необычных и даже знаковых премьерных спектаклей. Среди номинантов не только известные всему миру Михайловский театр или МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, но и коллективы из разных регионов России. Жюри придется непросто, потому что театры выдвинули на соискание премии настоящих «тяжеловесов», таких признанных и знаменитых артистов, как Ксения Дудникова, Борис Пинхасович, Дмитрий Ульянов, Алексей Тихомиров, и даже Сергей Петрович Лейферкус. Он не просто легенда российской оперной сцены, но и один из «отцов», создателей Национальной оперной премии «Онегин». А сейчас мы видим его имя в числе номинантов от Михайловского театра, в номинации «Гость», которая вручается приглашенным солистам за яркое участие в премьере.
Во-вторых, особенностью этого года я бы назвал живой отклик театров на юбилей Михаила Ивановича Глинки. И в-третьих, в этом году номинация «Событие» включает в себя целых четыре категории: «Традиции», «Новация», «Прорыв» и «Дети».
– У Вас есть любимая номинация? Президент Национальной оперной премии «Онегин» Хибла Герзмава призналась, что её любимая номинация – «Душа оперы», которую присуждают простому работнику театра – гримеру, билетеру, костюмеру – который отдал служению музыкальному театру всю свою жизнь.
– Очень сложный для меня вопрос. Я очень привязан ко всем певческим номинациям и к номинации «Легенда». Хочется выделить и молодых ребят, которые впервые выходят в главной роли, и маститых мастеров, которые уже с десяток лет топчут театральные подмостки. Иногда своей яркой игрой и харизматичным образом делает спектакль приглашенный гость в роли второго плана. Каждый год какая-то из номинаций сияет ярче остальных. Это зависит и от событийной составляющей, и от персоналии. Например, в первый год всех затмил Владимир Андреевич Атлантов, все остальные номинации были закрыты величиной его личности.
– Тогда расскажите, пожалуйста, что стало Вашим личным открытием в этом году при вёрстке шорт-листа?
– Прежде всего, премия «Онегин» – это про певцов, и , конечно, в фокусе внимания люди, которые служат искусству оперы на сцене своих театров. Мне очень приглянулся баритон из Новосибирска Павел Анциферов, удивительные женские работы в Красноярске. Замечательная премьера Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля – эпическая постановка «Жизнь за царя» Глинки в честь 150-летия Казанской оперы.
«Волга-опера» (Чувашский государственный театр оперы и балета) представила космическую оперу «Главный вопрос» Рустама Сагдиева, в которой впервые участвует робот-артист, а для создания либретто частично использовались нейросети.
Самарский театр оперы и балета порадовал премьерой редко исполняемой оперы Сергея Слонимского «Мастер и Маргарита». Башкирский государственный театр оперы и балета представил национальную оперу «В ночь лунного затмения» Салавата Низаметдинова, композитора, незрячего от рождения, ставшего классиком башкирской музыки. Известный своими яркими экспериментами УралОпераБалет создал постановку «Дюймовочки» Ефрема Подгайца для семейного просмотра. Самым щедрым на премьеры оказался Нижегородский государственный театр оперы и балета, который порадовал сразу тремя спектаклями: «Евгений Онегин» (постановка прогремела в том числе и из-за необычного сюжетного поворота - авторы пощадили и оставили в живых Ленского), «Похищение из сераля» и «Триумф времени и разочарования» Генделя (опера, а точнее, оратория, была написана в 1707 году). «Триумф времени» режиссера Елизаветы Мороз в итоге вышел в номинацию «Состав» (за блестящий исполнительский состав постановки). Резонансные премьеры в столичных театрах тоже вошли в шорт-лист и стали моим личным открытием. Лучше остановите меня, иначе будет перечислен весь список номинантов. Должен заметить, что мир оперы живет активно, интересно, изобилует идеями и яркими проявлениями. Конечно, есть проблемы, и мы будем о них говорить отдельно.
– В этом году снова состоятся «Онегинские встречи»?
– Да, во второй раз мы проводим оперный форум «Онегинские встречи», в котором примут участие художественные руководители и директора оперных театров, музыкальные критики и блогеры, медиа менеджеры и другие представители российского оперного сообщества. В программе – мастер-классы, лекции, творческие встречи и презентации новых проектов. Например, будет представлена книга «Русская опера на службе у государства», посвященная постановкам русской оперной классики в 1930-1950-е годы. Ее автором выступил музыкальный критик, театровед Дмитрий Изотов – ответственный секретарь Национальной оперной премии «Онегин».
– Главная заявленная цель премии – популяризация и развитие жанра. Какой вектор развития Вы считываете у российского оперного искусства?
– Интересный вопрос. Надеюсь, что считываю верно вектор на собирание творческих сил в каждом отдельно взятом регионе. Мы наблюдаем очень интересные процессы, которые давно назрели – приглашение певцов в региональные театры. Причем театры сами по себе могут быть яркими, с прекрасными оркестрами, но всё равно приглашенный солист подтягивает общий уровень труппы. В качестве гостя выступают необязательно столичные звёзды, это певцы из других региональных театров. Заметно, что такое соперничество идет на пользу всем. Надеюсь, поклонники оперы согласятся со мной, когда увидят гала-концерт.
В гала-концерте кроме победителей примут участие такие российские и европейские звезды мировой оперы, как Амброджо Маэстри (Италия), звездные солисты Мариинского театра и конечно, Хибла Герзмава, Президент Национальной оперной премии «Онегин».
+ Ирина Мохова
Номинация «ДЕБЮТ ЖЕНЩИНЫ»
Кристина Калинина, партия - Наталья
«Опричник» П. И. Чайковский
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета - НОВАТ
Елизавета Пахомова, партия - Марфа
«Царская невеста» Н.А. Римский-Корсаков
Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Эльвина Ахметханова, партия - Шафак
«В ночь лунного затмения» С. Низаметдинов
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Номинация «ДЕБЮТ МУЖЧИНЫ»
Симеон Асеев, партия - Гвидон
«Сказка о царе Салтане» Н.А. Римский-Корсаков
Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье»
Павел Анциферов, партия - Риголетто
«Риголетто» Дж. Верди
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета - НОВАТ
Давит Есаян, партия - Кавалер де Грие
«Манон» Ж. Массне
Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского
Номинация «МАСТЕР СЦЕНЫ»
Дмитрий Ульянов, партия - Мельник
«Русалка» А.С. Даргомыжский
Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Борис Пинхасович, партия - Жорж Дюваль
«Дама с камелиями» по мотивам оперы Дж. Верди
Михайловский театр
Сергей Кузьмин, партия - Владимир Ленский
«Онегин» П.И. Чайковский
Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
Номинация «ПРИМАДОННА»
Ксения Дудникова, партия - Боярыня Морозова
«Опричник» П. И. Чайковский
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета - НОВАТ
Елена Гусева, партия - Наташа
«Русалка» А.С. Даргомыжский
Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Диляра Идрисова, партия - Bellezza (Красота)
«Триумф Времени и Разочарования» Г.-Ф. Гендель
Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
Номинация «ГОСТЬ»
Алексей Тихомиров, партия - Князь Вязьминский
«Опричник» П. И. Чайковский
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета - НОВАТ
Сергей Лейферкус, партия - барон Дюфоль
«Дама с камелиями» по мотивам оперы Дж. Верди
Михайловский театр
Ирина Шишкова, партия - Кармен
«Кармен» Дж. Бизе
Михайловский театр
Номинация «РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА»
Мария Макеева, партия - Наташа
«Не только любовь» Р.К. Щедрин
Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Екатерина Сергеева, партия - Ваня
«Жизнь за царя» М.И. Глинка
Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля
Вера Позолотина, партия - Мышь
«Дюймовочка» Е. Подгайц
Урал Опера Балет
Номинация «СОСТАВ»
«Мастер и Маргарита» С. Слонимский
В. Боровиков, А. Лапа, Р. Николаев, С.Лейферкус, М. Губский и другие
Самарский академический театр оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича
«Русалка» А.С. Даргомыжский
Д. Ульянов, Е. Гусева, В. Дмитрук, Е. Лукаш, К. Мусланова и другие
Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
«Триумф Времени и Разочарования» Г.-Ф. Гендель
Д. Идрисова, С. Годин, Я. Дьякова, А Немзер
Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
Номинация «СОБЫТИЕ»:
Категория «ТРАДИЦИИ»
«Мастер и Маргарита» С. Слонимский
Самарский академический театр оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича
«Жизнь за царя» М.И. Глинка
Премьера оперы состоялась на открытии XLII Международного оперного фестиваля имени Федора Ивановича Шаляпина
Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля
«Не только любовь» Р.К. Щедрин
Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Категория «НОВАЦИИ»
«Главный вопрос» Р. Сагдиев
Чувашский государственный театр оперы и балета «Волга-опера»
«Император Атлантиды» В. Ульман
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Категория «ПРОРЫВ»
«Дама с собачкой» Е. Иванова-Блинова
Северо-Кавказская государственная филармония им. В.И. Сафонова
«В ночь лунного затмения» С. Низаметдинов
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Торжественное открытие Международного фестиваля классического искусства «Каспийские сезоны-2024»
Государственное автономное учреждение культуры Астраханской области «Дирекция по реализации фестивальных, конкурсных и культурно-массовых программ»
Категория «ДЕТИ»
«Дюймовочка» Е. Подгайц
Урал Опера Балет
Фото: Елена Бледных