«КАЛИНА КРАСНАЯ» СОЗРЕЕТ К ДЕКАБРЮ

Режиссер Сергей Потапов родился через год после премьеры фильма «Калина красная», посмотрел это кино в подростковом возрасте, а спектакль по киноповести решил ставить в 2024, будучи уже именитым режиссером. Репетиции начались в «Балтийском доме», на сцене которого ученик Марка Захарова выпустил свой первый петербургский спектакль «Тарас», и где по сей день с аншлагами идет его постановка «Укрощение строптивой».

– Это моя третья работа в Театре-фестивале «Балтийский дом». Я хорошо знаю коллектив, есть взаимное доверие, поэтому думаю, что у нас получится интересная история. Площадка открытая, свободная, здесь есть воздух и движение.

– Шукшин Вам близок?

– Конечно, как любому человеку с Севера. В его произведениях – особенная энергия, есть какая-то природная простота, истина и искусство, дорогие для каждого из нас ценности.

– Для Василия Макаровича «Калина красная» была компромиссом. Он хотел снять художественный фильм про Степана Разина по своему роману «Я пришел дать вам волю», но худсовет киностудии сценарий не пропустил, поставив условие: сначала снять киноленту о советской современности. А что для Вас «Калина красная»?

– Для меня это личная история. «Калина красная» – это мой дядя. Я был подростком, когда увидел фильм и в главном герое узнал своего дядю, он тоже сидел. Егор Прокудин был его копией: та же пластика, жесты очень похожие. Впечатление было мощным. Помню, что подумал, как они могли так точно моего дядю сыграть?

– Какой ракурс Вы выбрали для своей постановки?

– Еще сильнее, чем кино, меня задело прочтение киноповести. Это уже пьеса, настоящая драматургия, в тексте вообще ничего лишнего нет. Сразу предложил «Балтийскому дому» ставить. Как только был решен вопрос с авторскими правами, приступили к работе. Моя задача – сделать спектакль смотрибельным, чтобы он был зрительским. Это будет русская психологическая драма, крупная, крепкая.

– Свет победит тьму? С чем зрители уйдут со спектакля? – Война между добром и злом идет всегда. Я верю, что свет всегда победит тьму. Зрители все разные, но мне кажется, каждый вынесет оттуда что-то свое, личное.

– В кино помогает искусство монтажа, на сцене всё происходит здесь и сейчас. Какую энергию вы бы хотели запустить этой пьесой?

Кино – это совсем другое искусство. У меня уже был прецедент, когда я ставил спектакль по фильму Ингмара Бергмана «Вечер шутов». Это все-таки не драматургия, но было интересно поработать со сценарием. Я попробовал и получил удовольствие. Есть сложные моменты, такие как скачок во времени, смена ракурсов, кадров, на сцене это невозможно. И ты ищешь какое-то движение, музыкальный фон, чтобы и в замкнутом пространстве всё было цельным. В синтезе работать интересно, думаю, здесь нас тоже ждет удивительная история.

– В спектакле прозвучит песня «Калина красная», которая дала название фильму?

– Да, прозвучит. А еще мы нашли очень красивую, лирическую песню «Горе мое, горе», в ней глубина и широта русского, народного. Мне ее предложила актриса Анастасия Подосинникова, которая будет играть главную роль.

– Подбор актеров и распределение ролей необычное. Например, председателя колхоза и начальника тюрьмы играет один и тот же актер, друга мужа Любы и бандита – тоже. Это какая-то провокация?

– Да, это такой специальный ход. Начальник тюрьмы и председатель колхоза в голове у героя сливаются, у них много общего, поэтому Егор и старается держаться подальше от начальства и на воле, он отказывается возить председателя, пересаживается на трактор и уходит на свободу, в поля. Дарья Юргенс будет играть одновременно криминальную женщину и мать героя. Мне кажется, это очень интересная задача для актера, театр дает ему такую возможность выходить в одном спектакле в разных образах. На главную роль приглашен удивительный Дмитрий Гирев. Во время репетиции все были поражены его сходством с Шукшиным. Он его не копирует, но это такое точное попадание, в нем есть какой-то дух от земли, он сам по себе парень деревенский, как и Шукшин, с какой-то болью, внутренней силой и своим взглядом на мир.

– Какие задачи вы ставите перед художником, сценографом? Какими будут декорации, костюмы?

– Сценография в руках талантливого художника Фемистокла Атмадзаса, ученика Эдуарда Кочергина. У нас задуман эпический реализм. Костюмы создает Ольга Атмадзас, они не будут ни бытовыми, ни буффонадными, будет что-то новое и живое. Мария Фоменко отвечает за видеоконтент. Задумано много интересных ходов.

– Сергей, а какая ягода у Вас любимая, вы калину любите?

– Никогда не задумывался. А калину никогда не ел, надо попробовать.

– Попробуйте, самое время – после мороза уходит горечь.

Каким получится вкус у первой зимней премьеры театра-фестиваля «Балтийский дом», зрители смогут оценить 21 и 26 декабря, в дни премьерных показов. Сергей Потапов хочет передать свои ощущения от «Калины красной», в которой почувствовал концентрацию чувств современного человека: темы возрождения души, искупления, и вечное стремление каждого из нас поменять свою жизнь к лучшему.

+Ирина Мохова