Открытие первое

Ноябрьская афиша Молодежного театра на Фонтанке – настоящий подарок для поклонников театра. С 30-летия создания в РГИСИ актерско-режиссерской Мастерской народного артиста РФ Семена Спивака стартовал марафон юбилеев. Этой дате посвящен фестиваль «Мастерская Спивака», который дарит не только возможность увидеть выпускные спектакли всех пяти курсов, но и встречу с любимыми артистами.

Первыми окошко в четвертой стене открывали «первенцы» Семёна Яковлевича. Под музыку своего дипломного спектакля «Крики из Одессы» в зал вошли выпускники 1999 года – з.а. России Регина Щукина, Людмила Бояринова, Анна Геллер, Светлана Строгова, Александр Куликов, Алексей Одинг.

– Какие они, первые выпускники Мастерской Спивака? Его первая любовь, первые педагогические опыты, первые открытия и потрясения… Встречаем! – душевную ноту задала встрече ведущая, актрисы Молодежного театра Марина Ордина и сразу заинтриговала участников бранча вопросом. – Для кого из артистов поступление в театральный стало причиной семейного бойкота?

Аудитория активно включилась в игру, меньше минуты потребовалось, чтобы приоткрыть тайну начала творческого пути Светланы Строговой.

Отцовский бойкот и зачем Щукиной ноги Строговой

– Я поступала в 23 года, никто из родных не ожидал, что я так резко приму решение изменить сложившуюся жизнь и поезду поступать в  Санкт-Петербург в актерскую мастерскую. Мама прорыдала всю ночь, а папа перестал со мной разговаривать и целый год не общался. Я приехала из Казани, вышла из поезда в 5 утра и прямо с чемоданами пошла к институту. До открытия сидела в садике на Манежной площади,зашла, мне выписали пропуск на консультацию, там дали номер и определили в общежитие. Родных в Петербурге у меня не было, но тут я встретила Регину Щукину.

– Можно дальше я расскажу? – включилась заслуженная артистка Регина Щукина. – Когда я увидела Свету в институте на музыкальной консультации, я влюбилась: какая невероятная девушка! Познакомились, вместе ждали следующего тура, в котором надо было показывать цирковые номера. Мы прошли, и я говорю: «Светка, мне нужны твои ноги!» Мы исполняли номер «гуттаперчевая девочка». Я – верх, красота, а Света была моими ногами, она болталась под стулом вниз головой. Благодаря ей, думаю, я и поступила!

Про саму Регину зрители тоже сразу разгадали загадку про разрушительницу диапазонов. Именно с её приходом были стёрты границы в амплуа и возрастной коридор героев расширился с 14 до ста лет.

Юный «подснежник» курса

– За столом сидит артист, который поступал в Мастерскую под псевдонимом, не имея аттестата об окончании школы, и стал самым юным студентом. В его достижениях также есть эпизод ввода в спектакль за одну ночь, – ведущая предложила новую загадку. Зрители быстро сняли «маску» с Александра Куликова.

– Я из Нальчика, закончил художественную школу и приехал в Питер с намерением пойти в Академию художеств, где учился мой старший брат. А брат вдруг бросил академию и поступил в Театральный институт. Я хвостиком стал приходить к нему на мастерство, мне так всё нравилось, что решил пойти по его стопам, но не хотел, чтобы брат узнал. А так как занимался в студии пантомимы, видел потрясающего актера Александра Назарова, он двигался как Майкл Джексон, вот и назвался его именем. Под этим псевдонимом пробовался. Аттестата среднего образования у меня ещё не было, я рассуждал так: в этом году попробуюсь, проверю свои силы, а на следующий уже приду поступать. Прошел во второй тур, где надо было уже подавать документы, тут и признался, что не Назаров я, а Куликов, и аттестата у меня нет. Конечно, педагоги со мной намучились, но взяли. Целый год я был подснежником.

Чем удивлять будете?

Они поступали в институт, а заканчивали Академию. На первом курсе учили удивляться и просили удивлять. Алексей Одинг понял это задание по-своему:

– Мы были люди наивные, помню после одного рок-концерта, где увидел своих старинных друзей, всех с ирокезами, я решил удивить прической. Взял и побрил полголовы, и пришел в таком виде в институт. Скачу в таком виде на тренинге, травка, ветерок, полбашки волос как бы сдуло. В конце занятия педагог спрашивает: «Алексей, а что с Вами случилось?» Объясняю, что это ответ на вопрос, чем удивлять будете. На что мне сказали, что выгонять в этот раз не будут, но я должен прикрыть безобразие косыночкой и завтра прийти в нормальном виде. Пришлось идти и стричь вторую половину.

Люди с неуправляемой энергетикой

– Это нас с Александром Куликовым называли людьми с неуправляемой энергетикой, – призналась Людмила Бояринова. – Мы были такими зажатыми, что могли порвать всё вокруг. Когда выпускали курсовой спектакль, то от страсти Саша так меня схватил и тряс, что почти вырвал сережку из уха. А в следующей сцене я отыгралась: такую пощечину дала, что он полгода на одно ухо ничего не слышал.

Улыбками и аплодисментами зрители встретили ещё одно доказательство «неуправляемости энергии» – брошь с блузки Людмилы упала во время эмоционального рассказа.

Чей голос обнимает петербуржцев и звучит во Франции?

Безошибочно большинство зрителей назвали Анну Геллер после вопроса ведущей о том, чьим голосом «разговаривает» метро, автобусы в Петербурге и навигатор во Франции. Актрису попросили рассказать, какая традиция Мастерской зародилась благодаря «первым» спивакам.

– Да, у нас родилась традиция всем вместе после поступления выезжать за город. Она возникла из желания лучше узнать друг друга, чтобы 1 сентября прийти уже с какими-то знаниями друг о друге, – рассказала Анна Геллер. –  Мы ездили на озеро с ночевкой, на утро к нам потом присоединился Семён Яковлевич. Это было замечательно, и потом такие поездки, действительно, превратилось в традицию. Теперь администратор заказывает огромный автобус. А тогда у нас на весь курс была одна машина.

Автомобиль стал частью ретро-контента. Фотографии, аудио- и видеозаписи из жизни первых «спиваков» стали большим сюрпризом не только для зрителей, но и для самих артистов и Семёна Яковлевича.

–  Я столько вспомнил, столько нового узнал! – Признался Мастер, который наблюдал за «первенцами» из зала и только в конце встречи согласился занять пустующий стул за центральным столом. – Я люблю вас и горжусь вами!  У вас есть потрясающие работы, каждый из вас достоин званий и наград. Хочу пожелать, чтобы у вас были интересные роли, чтобы вы не теряли себя, и, конечно, радости, счастья, здоровья.

Признанием любви к Мастеру завершился разговор за первым творческим завтраком.

– Мы были влюблены в нашего мастера тогда и любим его сейчас. Помню, как после мастерства решилась подойти и попросить: «Можно я просто посижу рядом с Вами?» – откровенничала Регина Щукина. – Девяностые, практически все - из простых семей, многое из того, что говорилось, мы слышали впервые, это было огромное, колоссальное, мировоззренческое открытие. Мы всегда ждали прихода Семёна Яковлевича, каждый раз, когда он появлялся, я ощущала, вот Бог вошел в мастерскую.

За окном усиливался снег, а в зале было тепло. В атмосфере любви и счастья началась серия фестивальных бранчей.  Зрители долго аплодировали, стоя, и не хотели отпускать артистов с автограф-сессии. Марине Ординой пришлось напомнить, что пора отпустить первых «спиваков», им уже надо готовиться к превращению в героев пьесы И. Бабеля «Закат». В 369 раз на сцене Молодежного театра в этот вечер давали спектакль, выросший из дипломного – «Крики из Одессы».

Чем удивляли Мастера и зрителей другие «спиваки», узнаем на следующих встречах, их будет пять – по числу курсов.