АНАСТАСИЯ БЕЛОУСОВА: «КВАРТЕТ И» – ЭТО СУДЬБА

На исходе осени, 28 ноября, в кинотеатрах появится «Квартет И» со своим очередным киноопусом по мотивам собственного же популярного спектакля. Фильм называется «Один день в Стамбуле» (16+), и это история о дружбе, приправленная, как обычно, у «Квартета И» сочным юмором. Четверо друзей прилетают в Стамбул, чтобы провести выходные на яхте их приятеля – бизнесмена Вадима. Но сразу по прилете выясняется, что он умер. Помощник Вадима предлагает помянуть босса на уже забронированной яхте во время прогулки по Босфору. Скорбное мероприятие объединяет давних друзей Вадима. Герои шутят, закусывают, вспоминают всех девушек Вадика. Всплывают и не самые приятные воспоминания… Ясно одно: он повлиял на жизнь каждого из собравшихся. Проделав путь длиной в целый день и ведя разговоры длиной в целую жизнь, компания узнает, что смерть друга – не самое худшее, что случилось с ними за сегодня. В привычную мужскую компанию затесалась и героиня актрисы Анастасии Белоусовой, с которой журнал «Театр + Кино» и побеседовал в преддверии выхода фильма на большие экраны.

Анастасия, расскажите, как произошло ваше первое знакомство с «Квартетом И» и как вы начали с ними сотрудничать?

Мое знакомство с «Квартетом И» было судьбоносным. Не для них, конечно, но для меня точно. Я никогда не грезила о театре, всегда была нацелена на кино. Впервые снялась в фильме в 17 лет и с тех пор мечтала о кинокарьере. Все изменилось осенью 2021 года, когда мы в Мастерской МИР-6 ставили спектакль МИР РИМ. Я вышла из Электротеатра и сказала своей подруге: «Я хочу играть в театре!». В тот момент я, видимо, так сильно этого захотела, что буквально через неделю мне написала мой агент и сообщила, что меня приглашают на пробы в новый спектакль «Квартета И». Сказать, что я была шокирована, – ничего не сказать. Вот она, сила мысли! Я не была близко знакома с творчеством «Квартета», смотрела их фильмы в далеком детстве, поэтому первым делом ознакомилась с их фильмографией и прогуглила, как кого зовут, чтобы не упасть в грязь лицом при знакомстве. Первая встреча была короткой: я пришла, наговорила всякой чепухи, сидели и слушали которую Сергей Дмитриевич Петрейков и Ростислав Хаит, после чего, довольная собой, поехала домой в полной уверенности, что всех обворожила. После был мучительный месяц репетиций. Мучительным он был потому, что помимо меня репетировали еще 7 кандидаток на роль. Кстати, все они были темноволосыми, и только я одна – «лучик света в темном царстве» (смеется). Каждую неделю в наших рядах претенденток убывало, и, если честно, под конец было уже невмоготу, во-первых, потому что я дико нетерпеливая, а во-вторых – мы подружились с некоторыми девочками. Примерно через месяц я не выдержала и написала агенту: «Я больше не могу, пусть дадут ответ». Внутреннее чутье подсказывало мне, что я останусь, и через два дня нам объявили, что выбрали двоих – меня и мою темноволосую конкурентку, актрису Юлю Ильину. Я была рада, потому что мы с ней подружились!

«Один день в Стамбуле» – классический фильм «Квартета И»; экранизация еще одного спектакля коллектива (на этот раз «Один день из смерти Вадика Беляева»), в которой четверо друзей бродят из одного угла кадра в другой, попутно ведя душеспасительные беседы обо всем и одновременно ни о чем. Вы также играете на сцене с «Квартетом И» в этой постановке. Насколько сложно сниматься, я условно скажу, в камерном кино – хоть события разворачиваются на яхте посреди Босфора в Стамбуле, но все ограничено замкнутой почти театральной локацией? Или вообще не сложно, все как на сцене, только вокруг кинокамеры?

Поскольку благодаря спектаклю я уже была в материале, и мы с артистами давно знакомы и дружим, съемки в фильме не были для меня очень сложными. Главная сложность заключалась в том, что для съемок каждого дубля мы на огромной яхте вынуждены были возвращаться на ту же самую точку, откуда начали снимать. Делали это для того, чтобы сохранять фоны в кадре. В этом был очевидный минус: за 30 минут, пока ты возвращаешься на начальную точку, и при этом тебя укачивает (да, меня укачивало; в разумных пределах), ты слегка теряешься – это естественная реакция организма. Я люблю, когда процесс кипит и снимают дубль за дублем без огромных перерывов, а не так, когда полсмены сидишь в вагончике и ждешь, а под конец смены тебя вызывают: «Все, выходи, у нас есть час, будем снимать», и необходимо быстро собраться. А тут весь съемочный процесс был так построен, по понятным причинам. Плюс часто был сильный ветер и палящее солнце, и я постоянно щурилась – но, вроде бы, выглядела в кадре неплохо (улыбается). И, конечно же, ежедневные подъемы в 5 утра и знаменитые стамбульские пробки... Но это все мелочи, когда ты любишь свою работу.

Я знаю, что вы окончили МГУ, затем учились в Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова. Насколько стиль и формат работы участников «Квартета И» отличаются от той актерской школы, которая есть у вас?

Если вы когда-нибудь были в Электротеатре, то понимаете, что это две абсолютно разные истории – Патовселенная Бориса Юрьевича Юхананова и «Квартет И»… (улыбается). В мастерской у нас было несколько педагогов, которые обучали нас театральному искусству – Илья Валерьевич Козин, Игорь Яцко и Игорь Лысов. Их троих объединяет игровая техника Анатолия Васильева, но каждый в своей манере передавал нам свои знания и учил разным приемам. Также многое в мастерстве актера мне дала Анна Галинова, с которой я занималась индивидуально, когда училась в МГУ и подрабатывала моделью, отдавая все свои заработанные деньги за занятия. Я всегда считала себя драматической актрисой, мечтала и продолжаю мечтать сниматься в авторском кино. Но «Квартет И» открыл во мне мою комедийность, научил не бояться быть смешной, и сейчас я понимаю, что комедия – это очень сложно и очень интересно. Зря я недооценивала этот жанр раньше.

Я думаю, многих интересует, как проходили съемки в Стамбуле? Наверняка вы бывали в этом древнем городе много раз – изменилось ли ваше отношение к нему после съемок?

Съемочный процесс мне очень нравился, я была такой счастливой! Представьте себе, это мой первый полный метр, да еще и в Стамбуле, да еще и с такой командой! Вообще, я очень люблю экспедиции (выездные съемки на натуре. – Прим. ред.), ты целиком и полностью погружаешься в процесс и проводишь все время со своими коллегами, узнаешь и учишься чему-то новому у них. Именно в экспедициях я приобрела новых близких друзей. В этот раз я жила в одном камерном отеле с Тарасом Кузьминым (исполнитель роли Паши) и Ариной Маракулиной («Я Надежда, ваш гид»). После смен мы сидели на веранде у отеля и болтали. А еще они научили меня пить чачу – спасибо, коллеги! В Стамбуле я была до этого несколько раз. Очень колоритный, красивый, с громадной историей – Стамбул не может не произвести впечатление. Конечно, я его узнала и полюбила еще больше во время съемок.

Как мог бы выглядеть ваш идеальный один день в Стамбуле, если не надо работать, сниматься в кино, а просто отдыхать?

Проснуться в 9–10 утра и пойти на турецкий завтрак. Погулять в Старом городе, зайти на экскурсию в Топкапы и Софийский собор. Либо поехать на Принцевы острова, а вечером прогуляться от Галатской башни в сторону Галата порта и зайти в ресторанчик на берегу Босфора и вкусно поесть. Мои дни в путешествиях обычно проходят очень насыщенно.

В фильме много шуток на столь любимую «Квартетом И» тему национальных стереотипов – в данном случае, про русских и турков. Все мы вроде бы знаем Турцию, особенности их менталитета – все там многократно бывали и бывают. «Один день в Стамбуле» – это сатирическое кино о межнациональной непохожести или совсем о другом?

Это кино совсем о другом. Мне кажется, оно о дружбе, о взаимоотношениях, о жизни в целом. По поводу национальных стереотипов… Я могу ответить с профессиональной точки зрения, поработав с турецким продакшеном. Разница между нашим и турецким кинопроизводством, конечно, колоссальная. У нас пока не снимут – никто с площадки не уйдет, плевать на переработки, на погодные условия и на все остальное. Все целиком и полностью погружены в процесс. А у них все совсем иначе, они существуют четко по таймингу и ни минуты сверх графика. На площадке случилась показательная история. Как я уже упоминала, во время съемок часто дул сильный ветер. На нашей яхте было 3 палубы, на второй палубе стоял пластиковый стул (небольшой и легкий), который кто-то забыл вовремя убрать. С порывом ветра его сдуло со второй палубы на нижнюю, где стоял турок (не помню, за что он отвечал, может быть, как раз за этот стул), и стул упал прямо на него. Как говорят очевидцы, ничего серьезного не произошло, но турок упал на пол и сделал вид, что ему очень плохо (говорят, он даже смеялся в этот момент, но все равно изображал, что умирает). В итоге, нам пришлось причаливать на берег и высаживать пострадавшего. У нас на съемках такую ситуацию сложно себе представить.

На какую аудиторию больше всего рассчитана комедия «Один день в Стамбуле»: поклонников творчества «Квартета И» или еще кого?

Мне кажется, что фильм будет интересен всем, кому хочется и посмеяться, и при этом задуматься о важном.

Фото: пресс-служба