ДАРЬЯ САВЕЛЬЕВА: СЪЕМКИ В «КАНИКУЛАХ» ОКАЗАЛИСЬ КАНИКУЛАМИ
7 ноября в кинотеатрах, наконец-то, появятся «Каникулы» (18+) от создателей «Аритмии», «Купе номер 6» и «Фрау» – обаятельное, смелое и трогательное драмеди режиссера Анны Кузнецовой о том, каково быть взрослым. Главные роли в картине исполнили Дарья Савельева и Полина Кутепова. Сюжет картины рассказывает о двенадцати школьниках из калужского театрального кружка, которые летят в Сочи на фестиваль. К детям приставлена строгая завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова) и молодая руководительница детского театрального кружка Таня (Дарья Савельева), не менее инфантильная, чем ее подопечные. Пока две совсем не похожие женщины пытаются найти общий язык, юные актеры переживают свои личные драмы, а спектакль оказывается под угрозой. Премьера «Каникул» состоялась год назад на Фестивале актуального российского кино «Маяк» в Геленджике, где фильм Анны Кузнецовой получил Главный приз, и вот спустя год добрался до российского проката. Актриса Дарья Савельева ответила на вопросы «Театр + Кино».
– Дарья, я хочу начать наше интервью с того, что поздравлю лично вас с тем, что фильм «Каникулы», о котором говорят и пишут весь последний год, наконец, выходит в российский прокат. Понятно, что съемки были уже очень давно, поэтому хочу спросить, чем они вам запомнились, помимо самого сюжета?
– Спасибо! Сама безумно рада, что фильм выходит в прокат. Отвечая на ваш вопрос, хочу начать с того, что меня зацепил сам сценарий! Я считаю, что когда выпадают такого рода вещи, – это подарок для актера. Знаете – такое послевкусие после прочитанного у меня вызвало светлую грусть. Это когда, например, лето заканчивается или какое-то событие в твоей жизни проносится мимолетно, и ты такой – эх, как хорошо было бы повторить! – но ты знаешь, что такого больше не будет! А если и будет, то уже другое, не похожее на это. А насчет съемок я хочу сказать, что, во-первых, лично для меня это были каникулы! У нас вся съемочная группа была как семья. Я не видела ни одного равнодушного человека. А во-вторых, я нашла общий язык с молодежью. У нас даже был свой птичий язык – как за кадром, так и в кадре, появились свои шутки. Много чего было! Да и в целом весь актерский состав в картине потрясающий. Мы как-то сошлись по-человечески. Счастье работать с такими людьми. Понимаете, мы прожили вместе очень много времени. И на какой-то период стали семьей. А в семье все бывает. И как мы справлялись со всеми ситуациями в ней, на площадке, и как проявлялись люди, для меня это бесценный опыт. И скажу еще одно. В моей карьере это единственный проект без драматических страшных событий для человека. Поэтому съемки в каникулах были чудесными. И запомнились они лишь только общением с людьми и атмосферой.
– Давайте теперь о сюжете фильма поговорим. «Каникулы» – это легкая осенняя мелодрама о двух учительницах, увидевших друг друга и себя другими глазами на фестивале детской драмы. Что-то мне подсказывает, что вам ваша героиня – руководительница школьного театрального кружка Татьяна Викторовна – очень нравится, или я ошибаюсь?
– Да, Татьяна Викторовна – еще та штучка, я очень люблю ее! Это, кстати, одна из субличностей, которые я нашла в разборе роли. Мне нравится ее смелость, как она реагирует на события и какая в ней свобода, но при этом абсолютный ребенок. Вообще, это так важно, на мой взгляд, уже в зрелом возрасте давать себе такую возможность быть непосредственным. Ну, понятное дело, что Татьяна у нас живой человек, у нее есть свои неразрешенные задачи, как у всех у нас. Но как она легко с ними справляется, как она к ним относится – это круто! Ну а взрослеть все равно придется. Главное определиться – каким быть, когда вырастешь, Татьяна Викторовна в процессе!
– Кстати, забавный момент, фильм в том числе о том, как хотят закрыть школьный драмкружок, при этом сегодня по всей стране вводится обязательное создание по школам театральных студий и развития школьного театра. Вы сами в школе ходили в драмкружок или что-то подобное? И ваше профессиональное мнение – реально в школах нужны театральные студии или достаточно просто с классом ходить по театрам пару раз в год?
– У нас в школе были обязательные уроки, связанные с творчеством, – урок музыки, хор. Но, мне кажется, он был у всех. Ну и творческие занятия в преддверии всевозможных праздников. Спектаклей не было. Или я, скорее всего, не ходила. Зато на праздниках в начальной школе я выступала. Я помню, однажды бегала по сцене с этюдом под песню Аллы Пугачевой – «Волшебник-недоучка». Ну а что касается драмкружков в школе, то, на мой взгляд, они должны быть. Да, это позволяет человека как-то раскрыть, ему самому раскрыться, раскрыть свой потенциал, это своего рода терапия. Что-то новое узнать про себя, в других формах выражения. Да, кружки театральные – это клево! Но самое главное, что по собственному желанию, никого не надо заставлять!
– Не могу не спросить у вас про режиссера – дебютантку Анну Кузнецову, которая когда-то гремела своими короткометражками на престижных кинофестивалях и вот сняла свой первый полный метр, который мгновенно стал резонансным. Не было страшно пускаться в «плавание» с начинающим режиссером? Хотя у фильма, я должен признать, мощная продюсерская команда во главе с нашей петербургской знаменитостью и корифеем международного кинопродюсирования Натальей Дрозд, которая привлекла финских партнеров.
– Вы что?! Я безумно люблю дебютантов! Это люди с горящими глазами и такой мощной энергией. А это значит, что можно творчески хулиганить. Но ведь знакомство-то происходит на пробах. И там ты понимаешь, по пути тебе с этим человеком или нет. Вот Анна Кузнецова при всей своей хрупкости точно знает, что ей нужно в кадре. Анна, бесспорно, талантливый художник. Да и как человек прекрасна. А наша Мать Драконов в лице Натальи Дрозд – она создала все условия, чтобы мы сняли классное кино, и чтобы его увидели зрители. С Наташей не страшно! У меня вообще была потрясающая команда. Это счастье работать, правда, и находиться с такими людьми.
– После премьеры фильма «Каникулы» на первом «Маяке» в Геленджике, где картина заслуженно получила Гран-при, все обсуждают идеальный кастинг: в первую очередь, ваш тандем с Полиной Кутеповой в образах двух педагогических противоположностей, а с другой стороны – молодых актеров, которые играют школьников. Как вам всем работалось вместе?
– Мы были реально командой! У нас была легкая, здоровая атмосфера на съемочной площадке. И всем было комфортно друг с другом. Это, на мой взгляд, залог успеха. Знаете, вот бывает такое, когда встречаешь человека впервые, и такое ощущение, что знаешь его уже долгое время. Вот так было и у нас, у всех. Поэтому мы творчески хулиганили.
– Давайте немного пофантазируем: если бы вам предложили в реальной жизни поставить спектакль в школьном театре, какое бы произведение выбрали и почему?
– Допустим, «Сказка о потерянном времени». Да, для меня эта тема актуальна по-прежнему. Здорово было бы ее поразбирать с подростками. А еще я бы поставила рассказ Леонида Андреева «Кусака». Очень его люблю. История о том, как любовью и заботой ты можешь спасти кого-то, и как ты бываешь жесток и безответственен с теми, кто тебя окружает. Интересно на эту тему порассуждать.
– «Каникулы» уже давно окрестили важным, нужным и безумно актуальным кино. Вы сами как думаете, в чем его нужность больше всего?
– Нужность этой картины, я уверена, будет у каждого своя. В «Каникулах» много разных пластов, наш фильм не про что-то одно. Там каждый увидит что-то для себя или не увидит. Такое тоже может быть. Но на данный момент скажу так: как понять и выразить свои чувства и не бояться их. Ну и, кстати, тема, мне кажется, будет еще актуальна для родителей детей.