Зоя Виноградова. Душа и голос легендарного театра
«Мистер Икс» 1958 года остается самым рейтинговым из всех фильмов про загадочного акробата-циркача, спрятавшегося от мира под маской. Творение Юлия Хмельницкого давно разобрали на шутки и музыкальные фразы. Юлий Осипович пригласил на съемочную площадку артистов Ленинградского театра музыкальной комедии, где двумя годами ранее, в октябре 1956 года представил премьеру оперетты Имре Кальмана. Роль юной циркачки Мари Латуш стала звездной для Зои Виноградовой.
– Зоя Акимовна, с первого кадра ваша героиня влюбляет и восхищает! В хрупкой красивой девушке чувствуются сила характера, темперамент, харизма. Музыкальный номер на барабане и сцену сражения с Каролиной можно пересматривать бесконечно!
– Танец на барабане придумал режиссер, так и сказал: «Любовь Орлова станцевала на пушке, а ты будешь танцевать на барабане». А бить тарелки с Гликерией Богдановой-Чесноковой мы начали еще в сценической постановке, делали это с огромным наслаждением. Правда, однажды осколок тарелки отбил мне кусочек зуба, поэтому старались разбивать их не перед лицом, а немного сбоку. Играть с Гликерией Васильевной было очень интересно, она – легенда.
Зоя Акимовна Виноградова сама давно стала легендой. Тому есть и официальное подтверждение – в 2016 году Ассоциация музыкальных театров России вручила ей премию «Легенда». За выдающийся вклад в развитие театрального искусства актриса награждена Высшей театральной премией «Золотой софит» и национальной театральной премией «Золотая маска». Но самая главная награда – любовь зрителей. Зал аплодирует и дружно встает при появлении Зои Виноградовой на сцене. Так было и на юбилейном торжестве в честь 95-летия Музкома, когда губернатор Петербурга Александр Беглов преподнес цветы любимице зрителей многих поколений, народной артистке России. Народной – по сути и по званию.
Зоя Виноградова была принята в Ленинградский театр музыкальной комедии в 1949 году и в этом году празднует 75 лет служению искусству. На ставшей родной сцене она сыграла более девяноста ролей в классическом и современном репертуаре. Начав с образов мальчиков-подростков и наивных девчушек, прошла все этапы актерского взросления. Если измерять профессиональную эволюцию категориями амплуа в пределах, например, классической оперетты «Мистер Икс», то, начав с Мабель, благодаря киноверсии ставшей эталонным исполнением этой роли, она пришла к Каролине. И в этой роли актриса сумела найти свои уникальные краски, срывая аплодисменты еще в кулисе, до выхода в лучи софитов на сцене. Зоя Акимовна умеет выйти за рамки амплуа, удивить свежестью трактовок, влюбить в своих героинь неповторимой лиричностью или, напротив, озорным задором. В одном и том же спектакле она могла быть разной, но зритель всегда уходил с ощущением света и тепла.
К сожалению, снимать спектакли было не принято. Но можно любоваться киноролями Зои Акимовны. После блистательного «Мистера Икс» были первый советский мюзикл «Свадьба Кречинского», ода оперетте – «Карамболина-карамболетта», «Двадцать дней без войны» Алексея Германа. А рецепты творческого долголетия, хорошего настроения можно найти в лиричном «Давайте знакомиться: месяц Май» и зажигательном «Мы хотим танцевать». В последнем Зоя Акимовна вместе с супругом, народным артистом России Виталием Ивановичем Копыловым вокально-хореографически напутствуют зрителей: важно интересоваться новинками и оставаться современными.
Профессиональную форму актрисы смогли оценить и режиссеры нашего времени. Зоя Акимовна снялась в сериалах «Как в старом детективе», «Сонька Золотая Ручка», «Улицы разбитых фонарей», «Еще не вечер». Особняком стоит многосерийный документальный фильм «Дети блокады» режиссера Аллы Чикичевой. Каждая серия посвящена одному герою, который рассказывает о своем детстве, о быте своей семьи, о школе и дворе, о детском восприятии «взрослых» вещей в городе, сжатом кольцом блокады и объятым большой бедой. В единую мозаику складываются истории Зои Виноградовой, Александра Городницкого, Ивана Краско и других знаменитых ленинградцев, выживших и подаривших свой дар, свой талант родному городу.
– Я с детства играла в самодеятельности. Потом война, блокада, голод, смерть папы и братика. Эвакуация по Дороге жизни через Ладожское озеро под бомбежками. Оккупация в станице Новолабинской и новый переезд.
Семья вернулась в Ленинград в 1945 году. Первая попытка стать артисткой – поход на набережную Фонтанки в студию при БДТ. Важный швейцар не пустил на порог: «Иди домой, девочка. Набор окончен». Двери открыл архитектурный техникум, из которого девушка сбежала со второго курса в конструкторский отдел завода «Знамя труда», где самодеятельность была на высоком уровне. Там талант заприметила и оценила Галина Юрьевна Каугер, главный концертмейстер Театра музкомедии. Она привела будущую звезду в театр на прослушивание к главному режиссеру Григорию Полячеку и главному дирижеру Михаилу Воловацу. Как в знаменитом эпизоде фильма «Приходите завтра» спела и станцевала за двоих. Было дано добро на показ худсовету и прием в труппу. Сегодня Зою Акимовну называют душой и голосом легендарного театра.
– Вся моя жизнь неразрывно связана с моим родным театром. Я пришла в него 18-летней девочкой и до сих пор чувствую поддержку коллег, нашего руководителя Юрия Алексеевича Шварцкопфа. Сколько прекрасных, талантливых людей рядом со мной все это время – режиссеры, дирижеры, конечно, актеры. Я низко кланяюсь и благодарю всех, кто наполнил мои дни удивительной красотой и теплом.
27 ноября у Зои Акимовны Виноградовой день рождения. В ноябрьской афише уже стоит одна из самых любимых и популярных оперетт Имре Кальмана, премьера юбилейного сезона, впервые максимально близко представленная к оригинальной авторской редакции в музыке, в либретто и в названии – «Принцесса цирка». И сердце многих зрителей замрет от предчувствия красоты мира, где «море огней», одним из проводников в который было колоратурное сопрано Зои Виноградовой.
+Ирина Мохова