Мастерская Спивака. Выпуск 2
Волки и звёзды
Пик фестиваля «Мастерская Спивака» пришелся на 9 ноября, когда на третий театральный бранч собрались «волки» и «звёзды». Так именуют «спиваков-2» за самую мощную творческую реализацию: они преподают, пишут музыку, стихи и прозу. В свою вторую мастерскую народный артист России, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке набрал 72 студента. 24 – окончили в 2019 году, в театр приняли 13, сейчас в труппе служит пятеро. Шестеро пришли поделиться секретами и тайнами курса на творческую встречу со зрителями: Наталия Третьякова, Константин Дунаевский, Егор Кутенков, Сергей Малахов, Юрий Сташин и Сергей Яценюк.
Жизнь шире, чем театр
Один из первых секретов успешности и разносторонности – прекрасно усвоенный постулат Мастера: жизнь шире, чем театр.
– Все мы поняли его по-разному, кто-то исчез на две недели, пошёл изучать мир, и Семёну Яковлевичу пришлось нас корректировать, – улыбается Сергей Яценюк. – Я приехал поступать за компанию и не сразу осознал, куда попал. Дворовый парень из Сибири, а тут надо надевать лосины на мастерство. Честно, был в шоке, но Семён Яковлевич согласился, что тоже не понимает, зачем эти лосины, в которых мальчики смотрятся странновато, пусть будут просто темные спортивные удобные штаны. Но даже в таком виде жители дома, где располагалась мастерская, принимали нас за каких-то сектантов.
Сначала Мастерская располагалась в жилом доме, но именно этому курсу досталось участвовать в переезде на Фонтанку, в обустройстве старого деревянного здания театра Буфф и открытии новой сцены.
Дождаться счастливого шанса
– Ребята рукастые, штукатурили, красили. А Сергей Малахов создал портрет из куска шпаклёвки, который стал своеобразным талисманом, – ведущая бранча Марина Ордина предварила показ на экране первой серии ретроснимков. Комментировал сам автор барельефа и метафорических портретов однокурсников:
– Изначально я лепил Марию Луговую, но настырно получалась Кананыха. А в каждом рисунке приходилось объяснять свои ассоциации и символику.
Сергей поступил не сразу, сначала в его жизни был физмат. Когда на турах Семён Яковлевич спрашивал его про резонанс, он с лёгкостью мог бы ответить про интерференцию и наложение когерентных волн, но промолчал и пошёл дожидаться своего счастливого, четвёртого шанса.
Легко влетели на курс Наталия Третьякова и Егор Кутенков, они встретились в последней десятке.
– Я уже отучилась в Барнауле и с дипломом режиссёра решила покорять Москву. Поступила в ГИТИС, но походила по улицам, пообщалась с выпускниками, и как-то мне не понравилось. Услышала, что в Петербурге еще несколько дней будет идти приём в театральный и на последние деньги взяла билет. Ранним утром вышла на площадь у Московского вокзала, моросил дождь, я сразу почувствовала, это моё, родное. С дороги была «мятая», усталая и невменяемая от предыдущего месяца подготовки к поступлению, но на счастье показ перенесли на следующий день. Выспалась, выдохнула, прочитала без каких-то усилий и легко прошла, – рассказала Наталия Третьякова.
– У меня тоже как-то непринуждённо получилось, по просьбе учителя я на летних каникулах после 10 класса поехать поддержать девочку из нашей школы, – Егор Кутенков был самым младшим на курсе. – Я спросил, что нужно сделать, сказали почитать стихи. Почитал и для меня это стало счастливым случаем.
Щепотка юмора и ложка театра
Стихи Егор читал и на встрече, собственные. Все остальные пели, случился разножанровый мини-концерт. Под песню Юрия Сташина про оранжевое безумие смотрели большой блок фотографий с футбольных матчей. Автор проекта ЮSКА пишет стихи и музыку, добавляя в них «щепотку юмора и ложку театра».
– Я с детства занимался роком, но попасть в группу можно было через театральную студию, записался, но никогда о театре не мечтал, – рассказывает Юрий Сташин. – В моей жизни мощно работает «никогда не говори никогда». Я не мечтал о политехе и говорил, что никогда не буду там учиться, а отучился 4 года. Ходил мимо 28 металлического цеха и говорил, что никогда не буду здесь работать, а отработал 4 года. Ходил встречать девушку на Моховую и говорил, что никогда сюда не приду… Пришёл!
Виноват во всём Оскар
– Эти наши пять лет были непростыми! Я хочу рассказать историю, которую мы называем «справка», – дошла очередь до Константина Дунаевского. – Каждый год у меня была традиция смотреть церемонию Оскара. Включал в 4 утра трансляцию и смотрел от начала до последней номинации, которая вручалась в 10 утра – «Лучший фильм». В тот памятный год я болел за братьев Коэнов, их «Старикам тут не место» победил, я порадовался и лег спать. На этот день, в 16 часов надлежало быть в кабинете Спивака на разговоре по душам, Семён Яковлевич намеревался делать нам внушение. Просыпаюсь и вижу, что на часах уже17-25, внушение давно идёт без меня. Примчался, захожу в мастерскую, Семен Яковлевич спрашивает: «Где ты был?» Не мог же я объяснить, что виноват «Оскар», и говорю первое, что пришло в голову: «Заболел». Тогда последовало: «Где справка?» и требование её принести. Я поплёлся искать воображаемую справку, минут через двадцать вернулся, сказал, что забыл её дома. Но Семён Яковлевич был настойчив и потребовал принести её завтра в 10 утра или… Вот так Мастер отучил меня от лжи, как на сцене, так и в жизни.
Фигурка Оскара заняла место рядом с Константином на импровизированной сцене у светящейся конструкции с названием группы «Дунаевский Orchestra». Музыканты исполнили композицию про юбилей Мастерской и зажигательное попурри из песен, заявленных зрителями. А когда Семён Яковлевич попросил не уходить со сцены и спеть ещё что-нибудь на бис, прозвучала песня из спектакля «Последнее китайское предупреждение».
Они не умеют халтурить
– Если бы меня спросили, что самое главное в обучении, я бы сказал – приучить к работе. Эти ребята не умеют халтурить. С ними бывает трудно, но всегда прекрасно. Они философы все, они все глубоки. Я сразу понял, что они очень талантливые, так оно и оказалось! – по традиции встречу завершил Мастер. Фотография на память, его ученики отправляются на автограф-сессию и готовиться к «Жестоким играм», своему дипломному спектаклю, который уже 15 лет идёт с аншлагами на сцене Молодежки.
+Ирина Мохова