В ТЮЗе поговорили о катастрофичности любви
25 ноября в ТЮЗе имени А.А. Брянцева сыграли вторую премьеру за сезон — камерный спектакль «Легкое дыхание» по знаменитому сборнику рассказов «Темные аллеи» Ивана Бунина. Создатель постановки Михаил Лебедев, являющий главным режиссером Самарского академического театра имени Максима Горького, выбрал три новеллы - «Кавказ», «Степа» и «Легкое дыхание», где жертвой искрометной вспышки страсти мужчины становится глубоко переживающая чувство женщина. В спектакле заняты: Анна Дюкова, Дмитрий Ткаченко и пришедшие в этом году артисты: Юлия Корж, Екатерина Бездель и Никита Худяков.
Интимный, личный, чувственный спектакль создает неуловимую атмосферу бунинской прозы, где есть место мимолетному счастью и продолжительной, перемалывающей боли. Художник Наталия Чернова символически осмысляет двоемирие героев и разделяет сценическую площадку на несколько частей, отделенных друг от друга занавесом — дверью в иной счастливый мир. Разбросанные яблоки напоминают о райском саде, который покинули Адам и Ева, навсегда потеряв гармонию. Световые установки на штативах позволяют акцентировать внимание на чувствах героев, крупным планом очерчивая глубину их переживаний. Расставленные по периметру сцену вентиляторы подчеркивают стихийность чувства, как ураган сметающего все на своем пути. Фортепиано становится главной метафорой женской души, которой не позволяют звучать в желаемой полноте: в конце каждой новеллы клавиши безжалостно закрываются крышкой, наполняя молчанием и одиночеством жизнь покинутой женщины.
Мужские образы прочитаны довольно категорично и прямолинейно: герои вихрем врываются в жизнь женщин, ломая и калеча их. Они — гедонисты, живут импульсами, природа их чувства сродни непредсказуемости явлений окружающего мира. Мужчины наслаждаются мгновением и не задумываются о будущем, продолжая свой активный путь-странствие. В спектакле новеллы следуют друг за другом таким образом, что с каждой постепенно наращивается трагичность происходящего: все меньше любви и все больше мрака наполняет души женщин.
Сценическая версия новеллы «Кавказ» во всей полноте и сочности раскрывает страсть тянущихся друг к другу людей. Но счастье не безмятежно: незримо присутствует третий - муж героини, омрачающий невесомое чувство и напоминающий о его несовместимости с реальностью. Ощущение гонки, тревоги, задыхающейся и судорожной любви мучает женщину, а мужчине, напротив, приносит дополнительный драйв, будоража эмоции. Героиня Анна Дюковой лишь на минуту может забыться в любви, время которой лихорадочно тает на глазах.
Женщина чувствует всю глубину ситуации, как загнанный зверь хочет надышаться свободой и нежностью. Персонаж Дмитрия Ткаченко сконцентрирован на обладании любимой женщиной, он живет здесь и сейчас. Творческая команда спектакля тонко чувствует поэтику бунинского письма: перед развязкой впечатления героев насыщаются ожиданием ужасного. Дикий, пугающий Кавказ не становится волшебным убежищем героев, скорее напоминает выжженное страстью пепелище. Разлетающееся на кусочки яблоко оказывается символом конца жизни мужа-офицера и отношений героев. Муж (Никита Худяков) безмолвен, но как статуя Командора громаден и могуч в своем молчании. Если у Бунина финал открыт, в спектакле героиня однозначно остается одна.
Сценическая версия новеллы «Степа» тоже отсылает к похождениям Дон Гуана: верный слуга (в данном случае конь) и его хозяин во время грозового ливня попадают на постоялый двор, где герой, поддаваясь искушению, соблазняет 15-летнюю девушку. Если для него акт любви — это морок, отрезвившись от которого, герой трусливо сбегает, для Степы — это событие, которое полностью меняет ее жизнь. Благодаря тому, что она произносит часть текста рассказчика, мы понимаем, что он ждала героя и, вглядываясь в темноту, готовилась к его приближению. Режиссер умело расставляет акценты и делает объемными фрагментальные эпизоды жизни героев. Степа Екатерины Бездель — нежная, хрупкая, искренняя девочка, впервые открывающая, что значит быть одним целым с любимым. Ее чувство совершенно непорочно и одухотворено, она безропотно принимает произошедшее, воспринимая близость как пик счастья. И тем больнее воспринимается финал их отношений. Противопоставление мужской и женской психологии — желании свободы и безответственности против желания единения и служения символично раскрывается в маленьком эпизоде: герой безжалостно снимает со Степы куртку, забирая последние воспоминания о себе. Купец Красильщиков Никиты Худякова — воплощение мужской силы, обаяния, иронии, самолюбования, малодушия. Он как «знамение конца мира» оставляет трагический след в душе девушки, по-детски преданно любящей его.
Сценическая версия новеллы «Легкое дыхание» венчает спектакль и является его эпицентром. Умение живо откликаться на жизнь, наслаждаться происходящим и дарить энергию, красоту и тепло, наполняет Олю Мещерскую. Юлия Корж играет парящую в особом измерении героиню, только находящуюся на пути познания себя. Нелепая случайность, в момент особого пика чувственности, перечеркивает ее жизнь. И героиня стремительно несется вниз, не зная, как пережить это событие. В этой новелле мужская жестокость и эгоизм достигает своего предела: «любовь» совершается не по доброй воле. Расцветающее чувство оказывается поругано и, потерявшая пыльцу бабочка, уже не может летать. Как призыв-мольба звучат слова Ольги Мещерской о том, что у нее все-таки есть легкое дыхание, особое восприятие мира и чистота.
В конце каждой новеллы актрисы, следуя бунинской лаконичности, подводят итог жизни своих героинь. Штативы с кольцевыми лампами, которые как нимб окружают женские головы, наталкивают на мысль об ангельском и жертвенном начале их души и том, что надо чутко беречь трепетные, нежные чувства. Всполохи красоты, поэтичности и чувственности пронизывают человеческую жизнь, но счастливая, взаимная, продолжительная любовь невозможна в неумолимом, эгоцентричном мужском мире.
Веренея Васильева