МУЗЫКА РАДОСТИ ПЛЕНИТ ПЕТЕРБУРГ
«Музыка радости» – это не просто название любимой петербуржцами программы оркестра «Классика» под управлением дирижера, заслуженного артиста России Александра Канторова. Это масштабный проект общедоступных концертов в память о друге музыканта, писателе Данииле Гранине. Когда-то Даниил Александрович услышал выступление оркестра и поделился эмоциями от услышанных симфонических миниатюр Моцарта, Бетховена, и Штрауса и других классиков: «Мы все испытываем дефицит радости, ее не хватает в нашей жизни. А этот концерт была одна сплошная радость!».
![](https://theaterplus.ru/uploads/179f37823306d71f5d3e84c456cb054e.jpg)
Красоту музыкальных шедевров маэстро Канторов снова подарит публике 3 декабря, он тщательно готовит программу для концерта в Ледовом дворце.
– Александр Яковлевич, недавно концерт «Музыка радости» прошел с успехом в БКЗ «Октябрьский», какие сюрпризы ждут зрителей в Ледовом дворце?
– Сюрпризы ждут не только зрителей, но и музыкантов. Правда, они уже привыкли, что окончательная программа складывается за несколько часов, поэтому всегда в тонусе и готовы играть любое произведение из нашего кейса. Надеюсь, и меня самого ждут сюрпризы. Мне было очень приятно получить целую гору записок от слушателей в БКЗ, и на часть из них ответить. Организаторы уже не спрашивают, нужен ли микрофон, общение со зрителями – обязательная часть программы, я люблю комментировать исполняемые произведения. Стараюсь сделать это непринужденно и с юмором, чтобы эта встреча запомнилась даже тем, кто впервые услышал классическую музыку. Мы и в Ледовом что-нибудь придумаем, чтобы люди могли задать вопросы, и дать обратную связь. В БКЗ все записочки носили восторженный характер.
– Кого больше на ваших концертах: публики подготовленной или новичков?
– Аудитория очень разная. Есть постоянные зрители, для которых это уже традиция, не первое поколение приходит и благодарит за соприкосновение с мелодиями, которые затрагивают лучшие струны души. Например, недавно женщина благодарила, что жизненная линия в их семье строится параллельно с линией наших концертных площадок: когда-то мама привела ее послушать оркестр в Колонном Зале Герценовского университета, а теперь она и сама ходит, и свою дочь приводит. Это очень важно, как и то, что каждый раз есть те, для кого в этот вечер происходит знакомство с классикой и симфоническим оркестром.
![](https://theaterplus.ru/uploads/627dc9d5da0281508c74a6ea44a2f77f.jpg)
– Этот проект – особая образовательно-просветительская миссия?
– Для меня это жизнь. Мне очень важно понимать, что я помогаю кому-то зажечь интерес к музыке, осуществить поворот от незнания, неприятия или равнодушия. Мне очень нравятся слова композитора Малера: «Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу».
– С какой музыкой у вас ассоциируется родной Петербург? Вас называют «Королем вальсов», символ это звания вам вручал знаменитый композитор Андрей Петров. Петербургу созвучны вальсы?
– Петербург – это красивая классика. Ни в одном городе мира вы не увидите такого созвездия гениев: Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин. Зайдите в Александро-Невскую лавру, побродите по некрополю искусств, вы ахнете от количества классиков мирового масштаба. Некоторые уголки города рождают свои музыкальные ассоциации. Например, Васильевскому острову, построенному итальянцами, очень идет музыка Вивальди. Свой музыкальный рисунок у разных времен года.
– У декабря какой рисунок?
– Декабрь насыщен Чайковским. Следующий концерт у меня будет необычный, построенный на контрастах. Начнем с Первого концерта для фортепиано – самой светлой и праздничной музыки. А во втором отделении исполним Шестую Патетическую симфонию, все знают, что автор исполнил ее последней перед смертью. Между прочим, в Клину, в музее композитора, сохранилась афиша этого концерта. Он примечателен тем, что Петр Ильич пригласил выступить на нем американскую пианистку шотландского происхождения, с которой познакомился, когда открывал Карнеги-холл. Вот этот концерт я повторяю в Белом зале Политехнического университета.
![](https://theaterplus.ru/uploads/f2db19978634cde1707a4a053274fd77.jpg)
– О каких творческих планах мы еще можем сегодня рассказать?
– Как всегда будет наполненной и яркой новогодняя, рождественская программа. Запланирован концерт в ДК железнодорожников, в Космической академии. Традиционным стал Зимний бал в пансионе для девочек на Крестовском острове. Большие планы и на будущий год. Мы хотим сыграть как минимум три общедоступных концерта под девизом «Музыка радости». В университете Герцена подсчитали, что грядет 1000-й концерт для молодежи, уже готовим праздничную юбилейную программу. Порадуем поклонников академическим форматом, мы много сотрудничаем с Санкт-Петербургским Домом музыки под руководством Сергея Ролдугина, уровень исполнительского мастерства молодых участников его программ каждый раз вызывает восхищение. А в феврале выступим с самими мэтрами – народными артистами России Сергеем Ролдугиным и Максимом Федотовым.
– Мы стоим у коллекции старинных афиш с великими именами. Одно из них – Евгений Мравинский. Вы планируете продолжать фестиваль классической музыки в Сочи «Петербургские сезоны»?
![](https://theaterplus.ru/uploads/39ae360d1860e258ad5062b121df57ee.jpg)
– Да, симфонический оркестр «Классика» с 2002 года возрождает традицию, существовавшую на протяжении нескольких десятилетий в 1950–1970-е годы. Тогда в Сочи выступали лучшие отечественные исполнители: дирижеры Е. Мравинский и К. Зандерлинг, пианисты С. Рихтер и Э. Гилельс, скрипачи Д. Ойстрах и Л. Коган. Мы стараемся так верстать программу, чтобы в нее входили концерты из популярных произведений отечественной и зарубежной классики. Нас очень тепло принимают, знаю, что многие поклонники нашего оркестра специально отпуска подгадывают под даты фестиваля.
– А вот эта афиша тоже символична: здесь имена Михаила Ваймана и Юрия Темирканова – людей, определивших Вашу музыкальную судьбу.
– Да, Михаил Израилевич был прекрасным музыкантом и педагогом. Благодаря ему я стал скрипачом. А благодаря Юрию Хатуевичу встал за дирижерский пульт. Я мечтал дирижировать, мысленно переиграл все четыреста-пятьсот концертов и видел все достоинства дирижеров и недостатки. Сидя в оркестровой яме, своими жестами привлекал больше внимания зрителей, чем дирижер. Поэтому, когда я бросил музыку и стал дирижером, все вздохнули с облегчением, – шутит Александр Канторов.
Много шуток и хорошего настроения будет и в Ледовом дворце. Поиск радости объединит музыкантов и зрителей. Маэстро выйдет в Ледовом, возьмет микрофон и в качестве звукопробы произнесет фразу из сказки Прокофьева: «Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку…» И начнется полное радости путешествие в мир великой музыки, перед которой люди преклоняются много столетий.
+Ирина Мохова