ТОЛГАНАЙ ТАЛГАТ: МНЕ ИНТЕРЕСНЕЕ РАБОТАТЬ С МОЛОДЫМИ РЕЖИССЕРАМИ

Кино Евразии все активнее попадает в широкий российский кинопрокат. Среди самых заметных новинок декабря из этой кинолокации – экшн «Мне тебя обещали» из Казахстана, снятый молодым режиссером Иваном Оганесовым. Российская премьера состоялась в апреле 2024 года в рамках спецсекции «Блокбастеры народов мира» на 46-м Московском международном кинофестивале. По сюжету, группа мусульманских фундаменталистов совершает побег из тюрьмы города Актау. Они устраивают теракт на съемочной площадке на глазах у молодой актрисы Таиры. Не в силах справиться со стрессом, она ищет покоя в доме своего брата, который живет неподалеку, на берегу Каспийского моря. Там она знакомится с Мариусом, орнитологом из Европы. Помогая ему фотографировать птиц, она влюбляется в него, не зная, что он – лидер террористов. Сердце Таиры разрывается, когда она видит руки любимого человека в крови брата. И ей приходится сделать самый страшный выбор в своей жизни. 12 декабря лента «Мне тебя обещали» (16+) выходит в отечественный прокат, а журнал «Театр + Кино» побеседовал с исполнительницей главной роли – актрисой Толганай Талгат.

– Толганай, фильм «Мне тебя обещали» основан на реальных событиях, которые произошли в Казахстане 15 лет назад. А вы сами помните ту трагедию?

– Если честно, то я, к сожалению, не знала, что такое событие вообще произошло в Казахстане. Я не знала, что это все было и произошло со съемочной группой. У меня не было никакой информации про это. И со всем этим я познакомилась уже в процессе создания фильма, подготовки к роли. И я скажу больше, что до сих пор, когда зрители в разных местах и странах смотрят наш фильм, то постоянно задают один и тот же вопрос: разве такое действительно было и вообще, как это произошло. В начале года, когда была премьера в Казахстане, тоже многие об этих событиях узнали впервые. Мне сложно отвечать, потому что о тех событиях мало что известно, я даже пыталась сама найти дополнительную информацию в интернете, но ее очень мало, есть какие-то обрывочные данные, а чтобы детально узнать подробности – увы, нет... Так что лично для меня отношение к реальному событию из прошлого остается на дальнем плане, потому что и сам фильм, честно говоря, немножко уходит от основного события в более личную историю, любовную историю. Поэтому я в работе над своей ролью сконцентрировалась на том, насколько вообще такое событие, такая травма влияет на человека в целом, и как это могло повлиять на Таиру, мою героиню, да, и вообще, как она могла дальше строить какие-либо отношения. На самом деле, даже если фильм основан на реальных событиях, все равно основная часть картина создается сценаристами, они же пишут весь сценарий, так что не все всегда можно включить, а где-то сместить акценты.

– Картина позиционируется как экшн-драма. Вы сами как определяете жанр? Мне кажется, там не просто один сплошной экшн, есть место и любовной трагедии?

– Как я уже сказала, для меня этот фильм больше про личную драму, начиная от психологической травмы, полученной на съемочной площадке ленты во время нападения террористов, заканчивая ее любовной историей с новым человеком, иностранцем плюс ее давняя история с родным братом, где тоже все непросто. В нашем фильме вообще важна тема покидания родного дома – почему Таира ушла из него, стала актрисой, долгое время не возвращалась, и только после трагедии она приезжает домой. Потому что там тоже есть какие-то болевые точки, незакрытые травмы. Вот весь этот комплекс я должна была по-актерски отыграть, и когда мы работали с Иваном (с Иваном Оганесовым, режиссером фильма. – Прим. ред.), мы хотели создать именно обширную картину психологического состояния героини, где много незакрытых травм. Проживание боли, пустоты именно самого персонажа, вот такого человека, как Таира. Может, она скрывает все под обликом актрисы, а что же на самом деле происходит в ее личной жизни, что за отношения у нее с братом и почему в принципе завязывается какая-то новая любовная история с иностранцем. Так что однозначно фильм «Мне тебя обещали» – это полноценная любовная драма с элементами экшна, но не любовная трагедия, я бы сказала, это личная трагедия, когда человек вместо того, чтобы заняться собой и вообще своей психикой, своей жизнью, убегает от проблем и пытается отвлечься на что-то другое, а травмы прошлого рано или поздно все равно тебя настигают. Таира пережила какую-то семейную драму, сбежала от нее, попыталась скрыться в актерской профессии, но в итоге оказалась внутри очередной драмы. Мне кажется, что личностный рост, характерные изменения в героине начинаются уже ближе к концу фильма. Я сама сейчас получаю новую профессию – учусь на режиссера, поэтому если бы я снимала эту историю, то многое бы сделала по-другому, но фильм снят несколько лет назад, теперь уже ничего не изменить, поэтому зрители увидят вот такую историю, в которой любовная драма переплетается с экшн-драмой.

– Это правда, что вам пришлось обучиться всему тому, что важно для экшна: и на лошади скакать, и из оружия стрелять?

– Частично правда! Что-то я уже умела, например, владела навыками верховой езды – я этому уже научилась, снимаясь в знаменитом казахском киноэпосе «Томирис», где нас профессионально обучали верховой езде. Так что этот навык у меня уже был, хотя каждый раз скакать на лошади – это еще тот адреналиновый эксперимент, скажу я вам. Но я обожаю это делать. Обожаю именно работать с лошадьми. Особенность – это съемки, когда актер может сам что-то делать, и это выглядит достаточно реалистично и эффектно. Я помню один момент на съемках «Мне тебя обещали»: нужно было стрелять из пистолета. А буквально за день до этого случилась та жуткая трагедия в Америке на съемках с Алеком Болдуином, когда он в сцене выстрелил из пистолета – снимался кадр с ним и целился он в сторону режиссера и оператора. Пистолет оказался заряжен настоящими боевыми патронами и в итоге погибла на съемках оператор фильма. И вот на следующий день после этой страшной трагедии в Америке у нас были свои съемки именно с пистолетом. Я помню, что все очень-очень переживали и волновались, и перепроверяли всю технику, все оборудование, чтобы все было в порядке. Я помню, что было вот это переживание, и оно тоже мне передалось каким-то образом. Ну, конечно, это никак не повлияло на фильм, но воспоминания до сих пор остались! Пистолет мне пришлось освоить – там была определенная инструкция, как стрелять, в принципе, ничего сложного, я справилась. Так что теперь и этот новый приобретенный навык мне пригодится для каких-то следующих кинопроектов. Но я каждый раз говорю, что в фильме «Мне тебя обещали» я делала все сама, так что я специалист широкого профиля, потому что, действительно, моя героиня и на лошади скачет, и из пистолета стреляет, и на вертолете летает, и машину водит. Кстати, по поводу машины – я училась водить на механике, но с годами уже давно вожу на автомате и забыла про все эти механические коробки передач. А для этого проекта меня специально обучали водить машину на механике и особенно Land Rover, потому что это непростая машина. За этот опыт и за эту возможность я очень-очень благодарна, потому что это очень большой и полезный навык для любого актера в его портфолио. Вообще, здорово, когда ты наращиваешь с каждым фильмом опыт, особенно в плане осваивания чего-то нового на площадке, через проекты ты обучаешься, а дальше можешь еще больше раскрывать свои таланты с новыми навыками.

– Я заметил, что в вашей свежей фильмографии довольно много работ молодых режиссеров или вообще дебютантов: «Новое чудо» Александры Стреляной, «Ласточка» Малики Мухамеджан, и вот «Мне тебя обещали» тоже снял молодой режиссер Иван Оганесов. Как вам работается с ними?

– Да, я часто сотрудничаю с молодыми режиссерами – и Александра, и Малика, был еще Айсултан Сеитов с фильмом «Каш». На самом деле работать с дебютантами, наоборот, даже лучше, чем с признанными мастерами и мастодонтами, потому что у молодых режиссеров как будто бы больше возможности проявлять свое авторское видение. У них немного проще отношение к процессу в плане того, что они готовы допустить соавторство с актерами, они больше доверяют, а именно на этом строится система сотворчества. И молодые режиссеры не боятся экспериментировать. Еще огромным плюсом является то, что мы почти одногодки, ну или в одной возрастной категории, поэтому о каких-то вещах мы говорим на одном уровне, понимая, что за этим стоит или куда это все ведет. Как-то ментально мы все-таки находимся на одинаковом уровне, на одном ментальном уровне. Мы все живем в одном историческом контексте – вот сейчас заканчивается 2024 год, нас окружают разные события, политика, культура и так далее, но мы все уверены, что есть великая сила искусства, которая может преображать эту реальность. Кино, театр могут влиять на людей в целом, на их мышление. Вот благодаря таким моментам мне и нравится работать с молодыми режиссерами, так как мы мыслим одинаково, и, как я уже сказала, они более открыты к этим вещам, нежели, допустим, мастера постарше, потому что они уже из другого исторического пласта, из другого времени, у них иное видение на многие вещи. Они актеров воспринимают просто как инструмент, ты для них исполнитель роли, им неинтересно, что ты думаешь и как видишь, тебе не дают быть их сотворцом в плане съемок фильма. Но это тоже прекрасный опыт. Я не говорю, что это плохо. Это просто другая манера работы.

– Как «Мне тебя обещали» прошел в прокате в Казахстане, и насколько этот фильм будет интересен российскому зрителю? Ваши прогнозы?

– Насчет проката я, к сожалению, не владею всей информацией, потому что на момент выхода фильма в кинотеатрах Казахстана в январе этого года я уже жила в Берлине, где и нахожусь сейчас, потому что учусь здесь. Надеюсь, фильм прошел в прокате хорошо. Я приезжала на премьеру в Актау, где разворачиваются события картины «Мне тебя обещали», затем мы были в Алматы, также на премьере картины. Я очень волновалась, потому что для меня этот фильм особый – это моя первая большая и главная роль в кино. Друзья отправляли фотографии с моими афишами и очень сильно радовались за меня. Это очень хорошо, что подобные фильмы показываются не только на кинофестивалях, где их видит все-таки ограниченное число зрителей, а выходят в прокат и во многих кинотеатрах. У большинства людей была возможность по всему Казахстану увидеть наш фильм, и мне от этого очень-очень внутри радостно, потому что так оно и должно быть. Мы должны снимать фильмы для людей, для зрителя, не только для экспертов, не только для узкого круга кинознатоков, а именно для широкой аудитории. Чтобы много простых зрителей пришли в кинотеатры, посмотрели наше кино, и оно им как-то помогло найти ответы на давно мучащие вопросы, согрело как-то. Мне писали в соцсетях зрители, которые смотрели «Мне тебя обещали» в разных уголках Казахстана, в самых разных городах, говорили теплые слова, говорили, что мы так рады, что вообще казахстанское кино развивается и поднимается на такой новый уровень. И мы смотрим разные истории, не что-то банальное, а разное, где главным героем является женщина, женский персонаж, наблюдаем за развитием ее истории, ее психологии. И я рада, что такие тренды получают отклик у зрителей и проникают в широкие зрительские массы. Надеюсь, то же самое будет с нашим фильмом и в российском прокате.

Фото: пресс-служба