Время года – премьера!
Каждый журналист желает знать, как рождается спектакль. И желательно знать всё, сразу, из первых уст. Но каждый журналист знает, что это самое сложное. Поэтому в интервью о предстоящей премьере «12 месяцев» в театре марионеток им. Е.С. Деммени мы ушли от классической формы «вопрос-ответ» и предоставили нашим героям полную свободу слова. Только с одним заданием со звездочкой: рассказать о любимом (или не любимом) времени года. Начнём переворачивать наш театральный календарь!
Эдуард Петрович Гайдай, режиссер-постановщик
ЗИМА
Знаете, что самое интересное в этой истории? То, что многие, воспринимают её как сказку про 12 месяцев и падчерицу, которую злая мачеха отправила за подснежниками. А на самом деле у Маршака всё сложнее и драматичнее.
Самуил Яковлевич писал свое произведение для Московского Художественного театра в суровом 1942-м году, премьера спектакля состоялась 10 марта 1945 года. Драматичное для всех время. Это, конечно же, нашло отражение в тексте, не напрямую, но очень точно и глубоко.
Автор хотел уйти в сказку, в романтику, в поиски чего-то хорошего, доброго, а не рассуждать на тему бомбёжек и ревущих самолетов. Поэтому мне понятен характер Королевы – взбалмошной и избалованной, но, если вдуматься, несчастной юной девушки, которая в свои 14 лет круглая сирота. Она живет во дворце и управляет подданными как умеет. А точнее, как не умеет. В финале к ней приходит некая жизненная мудрость – Королева начинает меняться.
Наш спектакль адресован зрителям самого разного возраста. Самые маленькие увидят волшебную историю. Те, кто постарше, – узнают в героях, особенно в Королеве, себя. Взрослые тоже посмотрят на своё поведение со стороны. Мы не стараемся осовременить историю или кого-то удивить мобильным телефоном в руках у Апреля. Это будет просто очень хорошая, красивая, добрая постановка с прекрасной музыкой Татьяны Алешиной, интересными актёрскими ролями и волшебством, конечно же!
Зима – это сказка! И мне, как человеку, который провел своё детство на севере, очень не хватает настоящей зимы в нашем городе. Той зимы, когда вокруг всё серебрится, лёгкий мороз и можно гулять в хорошем настроении по городу или рассекать по лесу на лыжах. Пушистая, солнечная, искрящаяся – вот та зима, которую я люблю. И если её не будет в этом году в Петербурге, то в нашем спектакле она будет именно такой!
Екатерина Аксенова, художник-постановщик
Весна
Основная сценическая форма спектакля нам с Эдуардом Петровичем была понятна практически сразу. Точно – ширма, точно – гапитно-тростевые куклы. Но вот какой должна быть эта ширма, чтобы она отражала смену времен года?
Среди многочисленных ассоциаций вспомнился «Великолепный часослов герцога Беррийского» – цикл «Времена года» из 12 миниатюр с изображением развлечений знати или крестьянских работ на фоне средневековых замков, созданный братьями Полем, Жаном и Эрманом Лимбургами в XV веке. В итоге зрители увидят на сцене легкую подвижную конструкцию с вневременным, сказочным флёром, словно специально бережно собранную для спектакля заботливыми руками искусных зодчих. А над ней – бескрайнее небо, где появятся, в виде оживших барельефов, наши месяцы – воплощение высших природных сил.
Главные герои сказки – Падчерица и Королева, Мачеха и Профессор, Начальник королевской стражи и другие – это всё куклы с внутренними тростями. Мы постараемся создать на сцене настоящее волшебство – смотрите, смотрите: вот кукла ожила и самостоятельно двигается, ей никто не помогает! И у каждой куклы – свой образ, который в большей степени собирательный – не отражает какую-то конкретную эпоху или стиль. И свой характер – кто-то спокойный и покорный, кто-то взбалмошный и дерзкий, серьёзный, смешливый, крикливый – все такие разные и такие настоящие.
Когда я переехала в Петербург, то больше всего полюбила весенний ветер. Потому что у этого ветра всегда свой особенный характер, и он всегда приносит с собой свет – акварельный, мягкий, дарящий надежду. Всё вокруг начинает оживать после нашей бесконечной зимы. Здесь листочки, там бутоны. Всем сердцем я ощущаю чудо рождения природы, которое, как и рождение нового спектакля, вдохновляет, радует и придает сил.
Композитор, заслуженный работник культуры России Татьяна Алешина
Лето
Возможно, вы удивитесь, но я считаю себя не столько композитором, сколько актёром или даже режиссёром в работе над спектаклем. Ведь, создавая музыку, мне приходится вникать в образы героев, представлять сцены: что и как сейчас произойдёт, и какая мелодия для этого лучше подойдёт. Коллеги говорят, что моя музыка в спектаклях нашего театра существует как отдельный персонаж, который мало того, что создаёт определенную атмосферу, помогает актёрам передавать эмоции, задаёт темп, но и «проводит» зрителя через весь спектакль, подсказывает, помогает лучше понять и прочувствовать действие. Надеюсь, так и есть. Вот и сейчас в «12 месяцах» будут композиции, которые подскажут настроение даже зрителям без музыкального слуха. Буйство стихии, лирика чувств, сумасбродство и озорство, покорность и власть, волшебство и обыкновенная жизнь – музыка всё расскажет.
Лето – это свобода. Свобода и физическая, когда можно сбросить с себя всё лишнее, перестать ёжиться и кутаться в сто слоёв одежды. И внутренняя – до свидания, школа! Теперь можно расслабиться под лучами солнышка и вдоволь помечтать!
Народная артистка России Фаина Ивановна Костина
Осень
В моей творческой судьбе было два спектакля по сказке Маршака «Двенадцать месяцев». В постановке Евгения Сергеевича Деммени я играла Гофмейстерину – роль не главная, но очень характерная. За эту работу меня отметили на фестивале «Молодость. Мастерство. Современность». Это было престижно и подтверждало, что роль сыграна удачно. В спектакле режиссера Т. Сапегиной я уже была Королевой. И играла её долго, даже, когда мне было за семьдесят (смеется). Обе эти постановки шли в нашем городе с огромным успехом. И, мне кажется, успех этот заключался в том, что Самуила Яковлевича Маршака и Театр Деммени связывала крепкая, настоящая творческая дружба. Постановки по его произведениям всегда были, есть и, думаю, ещё долгие годы будут в афише театра. Плохо поставить Маршака в театре Деммени просто невозможно!
Вот и сейчас, уверена, мы выпустим сказочную, волшебную историю, которая точно найдёт отклик в сердцах зрителей.
Моим коллегам предстоит много трудиться, так как куклы сложные, с закрытыми тростями. С ними непросто, но очень интересно взаимодействовать. Я хожу на каждую репетицию и при необходимости подсказываю молодым коллегам, что и как лучше сделать. Буду ли играть в этом спектакле? Предложение поступало. Но мне очень хочется посмотреть эту сказку из зрительного зала. И вы, дорогие читатели журнала, присоединяйтесь ко мне!
Фото: пресс-служба театра