Осторожно, путешествие начинается!
Нет! Нет! И ещё раз нет!
Нельзя просто так взять и поговорить с режиссёром Светланой Дорожко о премьере в «Кукольном театре сказки у Московских ворот». Если уже встретились, то надо отправиться в настоящее Путешествие на «Голубой стреле» по стране творчества… Со всеми остановками!
Станция «Первооткрывательская»

– Светлана, говорят, главный совет начинающим – начните! С чего начался ваш профессиональный путь как режиссёра?
– Пробные шаги в профессии я сделала ещё на первом курсе Ярославского государственного театрального института. Наш мастер, заслуженная артистка России Людмила Савчук, практически сразу дала каждому возможность во время учёбы не только начать реализовывать себя как актёру театра кукол, но и примерить роль режиссёра. В качестве пробы пера Людмила Анатольевна предложила придумать художественный ход только для одной строчки из «Сказки о рыбаке и рыбки».
«Раз он в море закинул невод» – я, не раздумывая, выбрала эту. И тут же в голове закружилась стихия: море, волны, ветер. «Ого! Вот оно – зарождение интриги и смыслов! И как же интересно сочинять новый мир!» – подумала тогда.
– И все равно решили стать актрисой…
– Не просто решила, а больше десяти лет проработала в разных театрах. Видимо, на подсознательном уровне через актёрскую профессию хотела узнать театр кукол изнутри. И ничуть не жалею. И сейчас с большим удовольствием выхожу на сцену. Просто в какой-то момент поняла: мне хочется не просто играть роль, хочется самой придумывать, продумывать, осмыслять! В итоге поступила на заочное отделение Российского государственного института сценических искусств и перешла в ту профессию, которую примерила давным-давно на первом курсе.
Станция «Почитай-ка»

– Теперь вы можете ставить все сказки, которые читали в детстве! «Золушку» или «Снежную королеву»…
– В детстве я предпочитала волшебные сказки. В юности – романические и героическое истории. Читала очень много и бессистемно.
Не было и такого, что в шесть лет прочитала Кафку в оригинале. Гюго, Лондон, Бальзак, Диккенс, Конан Дойл – вот чьи книги были моими настольными литературными сериалами. А ещё, меня тогда, да и сейчас, привлекают сюжеты, в которых главный герой такой обаятельный авантюрист. Например, Ходжа Насреддин или Синдбад-мореход, или Остап Бендер. Легкие, на первый взгляд, люди, в которых ирония и поэтическое отношение к жизни сочетается со страстью к приключениям, к интриге, к бесконечному движению и преодолению.
– Немного наивный вопрос. Как вы думаете, детские спектакли должны нравиться взрослым?

– Мне кажется, большинство постановщиков спектаклей для детей готовы к диалогу со зрителем любого возраста. Просто у детей будет свой интерес, а взрослых – свой. А самое главное происходит после спектакля, когда маленькой и большой зритель начинают делиться впечатлениями, которые дополняют другу друга.
Ни в коем случае не надо пытаться разделить спектакль: вот тут сейчас бахнем для пап-мам монолог Гамлета, а тут пробежит смешная собачка для малышей. Наоборот, только с опытом понимаешь, что главное не какие-то спецэффекты, а, наоборот, атмосферные вещи, которые завораживают или обостряют внимание, задают определённый темпоритм… И легко трансформируются, если становится понятно, что они не работают (а такое тоже часто бывает). Спектакль – это подвижный организм. Его особая ценность в том, что он постоянно развивается, меняется – живет!
Станция «Кукольная»
– У кукол тоже, говорят, есть душа?

– А что такое душа куклы? В какой момент она появляется (если вообще появляется)? В момент, когда режиссёр разработал характер? Или когда художник нарисовал эскиз? Или, когда художник-бутафор создал скульптуру и нарисовал глаза? Или, может, когда актёр взял куклу в руки и начал к ней примеряться? Не знаю. Тем более, что создание кукольного спектакля – длительный и трудоёмкий процесс. Бывает так, что мы репетируем вообще с другими куклами, так как цеха не успевают с работой. И вот, представьте, вместо злой собаки Баскервилей у актера в руках Бегемотик из сказки Чуковского. Или кукла, которая еще не доделана, например, у неё еще нет головы. Где тогда её душа? Может быть, она вообще появилась ещё на читке и просто ждала своего часа, чтобы все со всем разобрались, и появится на премьере. Кто знает?
Станция «Премьерная»
– Когда портной отшивает новое изделие, то, чтобы все детали сложились в красивое платье, он ставит контрольные метки. При работе с новым спектаклем, где вы себе вспомогательные маячки ставите?

– Для меня главная контрольная метка – это материал, который зацепил, откликнулся. Ищу истории, которые соответствуют моему ощущению действительности, но при этом будет важно, нужно, адекватно интересам современного зрителя. Следующая метка может появиться на этапе обсуждения будущего спектакля с художником. «Я хочу поставить спектакль про это? Тебе будет интересно?». И если художник говорит «да», то мы начинаем работать. Бывает, что не совпадает, расходимся. Но с годами такое происходит всё реже. Я уже знаю, к кому с какой идеей обращаться.
– В «Путешествии "Голубой стрелы"» все сложилось?
– Безусловно! Мария Мурашова – замечательная: отзывчивая, честная и верная театру!
– Про что для вас этот спектакль?
– Про чудо, конечно же. Про то, что никогда ни при каких обстоятельствах нельзя отчаиваться и опускать руки. Хорошее – рано или поздно – произойдет! Надо только верить и обязательно действовать, чтобы это чудо поскорее случилось.
– А можно сказать, что жанр этого спектакля – роуд-муви?

– Да-да-да! Более того, он ещё и наполовину мюзикл, очень живой, подвижный. Это вообще яркая, красивая история по мотивам сказки Джанни Родари, которую мы переработали вместе с драматургом Никитой Шмитько. Он вносил корректировки в свою пьесу прямо во время репетиций, в зависимости от того, что хотелось изменить по смыслу и визуальному решению. В моём идеальном постановочном мире каждое мгновение должна происходить совместная творческая работа со всеми членами команды – с драматургом, художником, производственными цехами, техниками и, конечно, актёрами. Так и было во время работы над «Голубой стрелой». Мы вместе искали разнообразие смыслов и форм. Зрители увидят и теневой театр, и проекции, и подробную драматическую работу актёров и кукол.
Нам есть чем удивить, озадачить и порадовать зрителей. У нас есть замечательный игрушечный поезд с дымом из трубы и фонарями, и кукла-статуя, прототипом для которой послужил реальный человек, и практически настоящий воздушный шар, и летающий светящийся поезд – как воплощение мечты о чуде. Но главное, что в нашем спектакле есть свет и надежда.
– А кто же в этой истории игрушек тот самый ваш любимый «обаятельный авантюрист»?

– Фея, конечно! Ведь она самый яркий и неординарный персонаж этой истории. Сначала наша Фея была доброй волшебницей и с радостью дарила детям желанные подарки к праздникам. Но однажды она разочаровалась в людях, ведь они хотели от нее всё больше и лучше, их жадность не имела границ. Обида оказалась такой сильной, что волшебная палочка Феи… перестала работать. Пришлось волшебнице «доставать» и потом продавать игрушки. Но ведь далеко не все родители могли купить то, что хотели их дети. В какой-то момент игрушкам из магазина Феи стало так жалко тех, кто остаётся без подарков, что однажды ночью они сбежали. Игрушки сели в механический поезд «Голубая стрела» и отправились в путешествие, чтобы подарить себя детям. Вот тут и начинается приключение!
– Дайте, пожалуйста, совет тем, кто, как и Фея, разочаровались в чудесах и перестали верить в Деда Мороза. Что делать?
– Ходить в театр!
Фото: пресс-служба театра