Поговорить по-родственному

Спектакль «Мнимый больной» в Небольшом драматическом театре не похож на основной массив Эренбурговских спектаклей, что понятно, ведь его ставил не Лев Эренбург и не его прямые ученики, а Кирилл Семин, который, будучи учеником С.Спивака, является выходцем из другой школы. Семин развил в НДТ чудесное направление детских сказок и музыкальных спектаклей-концертов и вот теперь зашел на новую высоту: большой спектакль по большой драматургии с большими (чего уж скромничать) артистами НДТ. В «Мнимом больном» непривычно много ярких красок, французской «киношной» музыки, много разговоров о чувствах, и это все совершенно не означает, что в спектакле нет максимально обостренных (по Эренбургу) предлагаемых обстоятельств. Просто Семин (как он сам признался в недавнем интервью) обостряет «по линии чувств».

Историю мнимого больного господина Аргана, который без конца ищет у себя болезни и изводит этим своих домочадцев, зрители могут помнить по спектаклям Театра им. Ленсовета с Семеном Стругачевым в главной роли, и спектаклю театра Эстрады с Андреем Носковым и Юрием Гальцевым. В обоих случаях Мольер эксплуатировался в сугубо комедийном ключе со смакованием «медицинских» подробностей недугов главного героя (горшков, пилюлей, клизм и т.д.). Здесь иной случай. Семин раскапывает психологическую подоплеку болезненности Аргана: чем он болен, зачем, отчего? В первой же сцене мы видим человека, вырывающегося из-за занавесок своего жилища на балкон, он буквально хочет изолироваться, зашторить то и тех, кто там остались. Убежать, спрятаться от проблем того мира, от необходимости решать и решать правильно; нащупать самого себя хотя бы на пару минут за утренней сигаретой на балконе, вдохнуть «парижский» воздух и с новыми силами нырнуть в новый день. Сергей Уманов, играющий главную роль, наделен способностью играть бездну переживаний, не говоря ни слова – одним пластическим рисунком, мимикой, дыханием, не боясь пауз и не уходя в клоунаду. Нет, конечно, его господин Арган будет говорить и кричать (а как иначе), но это не тот случай, когда герой кричит всегда – он будет пытаться выразить свою боль, свое беспокойство разными способами, и далеко не всегда это у него будет получаться.

Так что же прячется у Аргана за занавесками, от чего он так нервно сбегает? А это всего лишь семья: две дочки (одна ментально нездорова, другая замуж собралась), молодая жена (которая хочет развития отношений) да тайно влюбленная служанка, на которой держится весь дом. Любимый и изматывающий женский хоровод, который в минуты гнева своего предводителя, собирается в маленький оркестрик и защищается нежными французскими мелодиями. И музыка – это еще один язык, на котором герои пытаются договориться. Язык спектакля, язык персонажей, то, как они пытаются донести важное друг до друга – вообще, очень узнаваемая, жизненная и современная вещь. Вслушайтесь, КАК они говорят: дочь долго репетирует признание отцу, настраивается, ищет его сосредоточенного внимания, требует самостоятельности и одновременно робко просит родительского одобрения; проговаривает заготовки, срывается на крик, выравнивает дыхание и не может губами выговорить «мой молодой человек».

Какая мешанина чувств: радость, жажда любви, поддержки, страх, гнев, отчаяние, отрицание, бунт. И то же в обратном направлении: отец хочет сказать ей что-то очень важное, касаемо ее здоровья и жизни в целом, намеками, обрывками слов, вздохами, жестами, и в итоге - то же раздражение, гнев, крик. Этот спектакль – про сложности языка родных людей, про трудности перевода чувств в слова. Это маленькая энциклопедия семейных скандалов: когда вспылил – и понеслось, когда неаккуратно выразился, а тебя поняли буквально и в штыки, когда защищался иронией и сарказмом и тебя не поняли вовсе. Тут (как в любой семье) у всех позитивные намерения, но сделать хорошо другому на свой лад – не получается. И поговорить по-родственному, простыми словами, как сейчас говорят «через рот» - не получается! И господин Арган в этой истории – не смешной дурачок, который притворяется больным, ради собственного развлечения, а человек, который, выражаясь современными словами, «не вывозит». Многие моменты дают понять, что в его жизни было место любви, легкости и сантиментам, что его семья на самом деле и теперь – любящая и дружная. Вот только он как будто сильно устал. А потому напутствия родным звучат агрессивно и колко. Тело прихватывает то тут, то там, и это вовсе не наигранно. Невыразимое душевное напряжение копится внутри и прорывается в финале всамделишным ударом – увы, как повсеместно часто бывает и в нашей жизни.

Спектакль «Мнимый больной» распахивает глубокий психологический пласт, будучи одет в яркую театральную «обертку»: художник Алена Ромашкина сочинила многоцветные гламурные костюмы, нарочито театральные, которые существуют на контрапункте с поднимаемыми проблемам. Сочетание несочетаемого и здесь, как в жанрово пограничных спектаклях Эренбурга, дает сильный эмоциональный эффект. При этом спектакль никак нельзя назвать тяжелым (кто-то вообще удивится, что? Психология?), у него легкое дыхание, он смешной и понятный. Как комедия он вполне себе хорош, и хороши абсолютно все актеры на своих местах: харизматичная служанка Туанетта (Татьяна Рябоконь), разумная дурочка Луизон (Нина Малышева), завораживающе красивые влюбленные – Анжелика (Анна Шельпякова) и Клеант (Илья Тиунов), соблазнительная Белина (Вера Тран), потрясающе смешная пара Диафуарусов – отец (Константин Шелестун) и сын (Андрей Бодренков), и брат Аргана, настоящий ипохондрик Беральд (Даниил Шигапов). Роли, которые хочется рассматривать и анализировать. Спектакль, который побуждает размышлять.

Тамара Коновалова

Фото — Игорь Лобачев