МИХАИЛ ТРОЙНИК: ВСЯ ПАЛИТРА ЧУВСТВ НА ЭКРАНЕ

Одной из заметных новинок в отечественных кинотеатрах начала января станет новая работа режиссера и сценариста Алены Званцовой(«Оттепель», «Ячейка общества») — мелодрама «День недели — любой»(16+). В главных ролях: Евгения Крегжде, Михаил Тройник, Дарья Квасова. Сюжет таков: Алексей и Туся прожили годы в счастливом браке. Но после тяжелого диагноза жены она решает, что муж должен начать жизнь сначала с другой, совсем юной девушкой. Алексей сопротивляется новому чувству, но оно затягивает его все сильнее. Что теперь делать: остаться с тяжелобольной женой или с головой окунуться в другую жизнь? Фильм о человечности, сложном выборе и непростых отношениях вошел в конкурсную программу 3-го Российского фестиваля авторского кино «Зимний», где был удостоен награды «Залучшее визуальное решение» (работа оператора-постановщика ШандораБеркеши). О любовных треугольниках в кино, о театральности на экране и о психотерапевтическом эффекте кинематографа Алены Званцовоймы поговорили с актером Михаилом Тройником.

— Михаил, новый фильм Алены Званцовой «День недели — любой», на первый взгляд, рассказывает о вечном любовном треугольнике, когда муж при тяжелобольной жене встречает другую женщину. Но ведь не все так однозначно в вашем фильме, о чем он больше все-таки — о любви или о предательстве?

— Действительно, этот фильм больше, чем просто о любви или о предательстве. Если говорить очень пафосно, то это кино о предательстве по отношению к любви. Болезнь главной героини в картине была дана как некоторое средство проверки отношений между основными персонажами, как нечто большее, что на них свалилось. Это то, что они не могут разобрать привычными способами описания отношений, какими-то психологическими приемами, терминами, что такое созависимость и так далее. И это какой-то огромный вопрос, когда люди, даже очень интеллектуальные и подкованные, оказываются беззащитными перед чем-то судьбоносным, перед неким сильным вызовом, который может появиться, как мне кажется, в любых отношениях. Наш фильм о малодушии, о том, как люди — он и она — не справляются с этим испытанием, каждый по-своему. Мой герой не справляется через какие-то страхи, героиня Евгении Крегжде через вспышки агрессии, глупые шутки, циничные высказывания, какие-то странные предложения. Не буду спойлерить, но они оба не прошли это испытание. Намой взгляд, они смалодушничали!

—Алену Званцову обычно называют главным психотерапевтом российского кино, потому что все фильмы у нее житейские, про часто встречающиеся проблемы, ситуации и семейные неурядицы. В случае с картиной «День недели — любой» зрителей тоже ждет сеанс психотерапии?— На мой взгляд, это скорее не сам сеанс психотерапии, а вообще размышления о том, как психотерапия не спасает, не отвечает на более глобальный вопрос, который выходит за ее рамки. Этот фильм шире, чем просто сеанс психотерапии. Он начинается как сеанс, а к концу просто выходит за пределы психотерапии. И зритель, как мне кажется, вместе с нашими персонажами проходит такой же путь в поисках и осознании. Фильм— это диалог о том, как сказать, что такое психотерапия в отношениях, и что делать, если она не работает, если проблема переходит в иную плоскость.

— Не могу не спросить о вашей партнерше по фильму — актрисе Евгении Крегжде! Вы оба — представители мощных театральных школ: Школа-студия МХАТ и Щукинское училище. Вы служили и служите в разных театрах, она верна Театру имени Евгения Вахтангова. Как вы сосуществовали на одной съемочной площадке, в одном кадре?

— С Женей Крегжде мы работали в первый раз, да и вообще в жизни встретились впервые. Но если вопрос стоит о театральном, так сказать, прошлом нас обоих, то, по иронии судьбы, на момент начала съемок фильма Женя только что выпустила спектакль в Театре Вахтангова «Повесть о Сонечке» с режиссером Владиславом Наставшевым. С ним вообще начинался мой творческий путь в театре, мы с ним выпустили три спектакля. И это было очень судьбоносно лично для меня. Вот так символично получилось. Что касается профессионализма Жени, конечно, она очень тонкий человек, настоящая театральная дива. Она предлагала очень тонкие и мудрые решения в этой непростой драматургии Алены Званцовой. Мне прекрасно с ней работалось.— Обычно, когда актеры снимаются в фильмах про онкологию, то они реально долго специально готовятся: общаются с больными, посещают хосписы, читают много разной специализированной литературы. У вас как проходил подготовительный период, как к роли готовились?— Я читал определенные статьи, собирал какую-то общую информацию. Ноглобально тема болезни как таковая, она, честно говоря, не являлась чем-то сверхважным в персонажной арке. Скрупулезное изображение болезни, все этапы, подробное описание всех этапов этой болезни, это не было главной задачей нашего фильма. Но при этом, конечно, мы изучали все этапы течения физиологических процессов при онкологии. Например, когда героиня Жени в какой-то момент начинает терять силы. Это все мы изучали, интересовались,  как это происходит, какого рода может быть бред, который человек говорит, и так далее. Все должно было быть максимально правдоподобно. Но, повторюсь, перед нами не стояла задача показать досконально этот физиологический процесс. Однако главное было в другом. Главное — это чувства героев, когда они сталкиваются с чем-то, что не могут решить, не могут объяснить. Они пытаются то закрываться, то открываться этому, то отрицать, то гневаться на это, то впадать в депрессию. И скорее мы искали какие-то эмоциональные краски для чувств наших персонажей. На них ведь надвигается что-то очень большое и неизвестное.

— Как вы думаете, исходя из сюжета фильма, любовь не может длиться вечно?

— На этот вопрос у меня до сих пор нет ответа. И, на мой взгляд, в этом была тоже задача фильма. Поднять серьезный вопрос и поразмышлять на него. Способны ли отношения постоянно перерождаться и сохранять при этом вот это состояние вечной любви? Это и есть один из главных вопросов нашего фильма. Могли ли герои пройти подобное испытание? Или у любви есть свойство заканчиваться, и поэтому персонажи не смогли пройти это испытание? Они априори не могли это пройти. Я все-таки тот человек, который думает, что любовь может длиться вечно, и время ничего не решает. Это лично мое мнение! Может быть, оно достаточно романтичное, сентиментальное, но я действительно так думаю.

— Мы с вами уже обсуждали, что фильм «День недели — любой» — не просто банальная история о любовном треугольнике, у меня еще сложилось впечатление, что лента о том, что все мы живем не своей жизнью, и должно произойти что-то радикальное, чтобы мы одумались и изменились. Как считаете?

— Скорее не то, что должно произойти что-то радикальное, чтобы мы изменились, а то, что в любых отношениях, в любых парах, в той или иной степени, все равно возникает радикальный вопрос. Вот фильм про это. Не про то, что люди должны меняться, а про то, что у них нет другого выбора, как мне кажется. Потребность в изменении все равно придет в каком-то экстремальном моменте или в наборе подобных моментов, которые в сумме дадут это изменение.

Фото:  Ирина Заргано