Свет молодости

В 2024 году прошел уже третий конкурс рецензий «Верю! Молодые о Молодежном», основанный Молодежным театром на Фонтанке. Его участники и победители – старшеклассники, учащиеся средних и высших учебных заведений. Журнал «Театр +» не впервые является информационным партнером этого творческого состязания и имеет право выбрать среди конкурсантов своего фаворита – наиболее близкий нам по духу текст, и отметить его своим дипломом. На этот раз это рецензия Полины Яновой на спектакль режиссера Семена Спивака «Прощание в июне».

Разве ты еще не знаешь?

Свет, который освещает мир — это твой собственный Свет.

Руми

«Почему здесь так темно? Надо бы свет включить!» восклицают зрители, когда входят в зал Малой сцены Молодежного театра на Фонтанке: тусклый свет, черные стены, темно-синие ряды кресел… Но есть тут и такой свет, который невозможно увидеть глазами, который скрывается в человеческой душе, который касается даже самых потаенных уголков сердца.

Именно такой свет излучают молодые «спиваки», выпускники мастерской народного артиста России Семена Спивака 2024 года энергичные, амбициозные, задорные. В спектакле по пьесе Александра Вампилова «Прощание в июне» они показали «свет молодости», которого иногда так не хватает для счастья в современном мире.

Несколько пересекающихся сюжетных линий, в центре которых история Коли Колесова. Перед ним стоит такой знакомый многим выбор между любовью и карьерой. Главный герой в исполнении Федора Фролова получился невероятно обаятельным – уже на первых минутах спектакля он уверенно разрушил «четвертую стену» и даже познакомился с несколькими зрительницами в зале!

Есть в спектакле и шаблонные, на первый взгляд, образов, обозначенные и  в тексте пьесы: «красавица» (Екатерина Никитина), «беременная» (Агата Зеленкова), «заботливый» (Максим Кисляк). Именно эти персонажи наполнили спектакль духом советской молодости. Удивительно, что молодые актеры сумели воплотиться и в возрастные роли Особенно запомнились супруги Репниковы:  Антон Перфильев и Анастасия Кошкина смогли подобрать нужный тон, чтобы показать ректора и его жену, в которых «свет молодости» уже почти угас. Образ милиционера, наполненный классическими «ментовскими» штампами, в исполнении Фёдора Оревина-Бруни с одной стороны получился предсказуемым, а с другой живым и комичным.

Ритм спектакля – как пламя, которое то разгорается так сильно, что его языки освещают все вокруг и отбрасывают огромные тени, то успокаивается, давая зрителям немного передохнуть от яркого света. От традиционных тостов за свадебным столом до неожиданного появления стражей порядка  или родов одной из студенток. Драматическое действие наполнено юмористическими вставками, а подчас и напряженными сценами, где от одного лишь шага зависит жизнь персонажа.

На заднике сцены на протяжении всего спектакля висит огромное полотно с изображением сирени – этот цветок самая яркая ассоциация с июнем. И солнце светит ярко, и на улице жара, и лица у людей радостные от наступления самого теплого времени года! Сирень цвела в 60-х, в 70-х, в 80-х годах, она цветет каждый год, цветет до сих пор и освещает своим сиреневым цветом каждый июнь. Частью сценографии спектакля также являются десятки скворечников, которые повешены на этом полотне. А в каждом домике для птиц – свечки. Только горят они не всегда, а лишь в моменты самых сильных эмоциональных переживаний героев.

Иногда на сцене появляется и огромный трамвай на колесах. Трамваи тоже бывают разные: злополучный трамвай, под который попал Берлиоз в «Мастере и Маргарите», или «Заблудившийся трамвай» Николая Гумилева…Но этот трамвай – словно со съемочной площадки какого-то советского фильма. На предыдущей остановке из него выпрыгнул Шурик, а потом он промчался мимо Остапа Бендера, и тут, уже на сцене, в него на всех парах запрыгивает Таня (Елизавета Свистунова) Из трамвая льется на зрителей тепло-желтый свет, а в душе Татьяны порой он разгорается так сильно, что его уже не описать словами, передать его можно только ярким танцем! Именно такой танец исполнила Таня – танец-отчаяния, в котором движения не заучены, а так и рвутся наружу.

Молодежный театр на Фонтанке вообще отличается удивительно гармоничным взаимопроникновением разных искусств в спектакле. Паузы всегда заполняются подходящей по настроению мелодией, ведь музыка один из ярких способов передачи «света» на сцене. В спектакле «Прощание в июне» музыкальное оформление подбирали сами молодые актеры. Это песни, олицетворяющие советскую эпоху в сознании современных зрителей. Хиты разных эпох СССР сменялись на сцене один за другим: «Все, что в жизни есть у меня», «Нежность», «Мурка», «Дождь на Неве», «Марш энтузиастов», «Королева красоты» и др. Ведущей музыкальной темой была выбрана белорусская шуточная песня «Косил Ясь конюшину», сюжет которой опять же посвящен взаимоотношениям двух молодых людей.

Сверхзадача этого спектакля – зажечь свет в душах зрителей. Ведь в зависимости от возраста, душевный свет в человеке  может то разгораться, то почти угасать от рутины и однообразия. Спектакль «Прощание в июне» проникнут ценностями молодости. Эти ценности невозможно описать просто словами «любовь» или «дружба». Ценности эти молодые актеры каждой репликой излучают в зрительный зал. И от этого  становиться ясно, какими эмоциями наполнены столь важные для них понятия «любовь и дружба». Ведь молодость – это время, когда жизнеутверждающий свет разгорается в нас так, что его невозможно удержать внутри.

Янова Полина

Фото: пресс-служба театра