ЛЮДМИЛА МАНОНИНА-ПЕТРОВИЧ: НАЙТИ КЛЮЧ К ЛИЧНОСТИ ПЕТРА

2022 ГОД – ГОД 350-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЦАРЯ-РЕФОРМАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО ЗАВЕРШИТСЯ В ТЕАТРЕ ЮНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ ИМ. А.А. БРЯНЦЕВА БОЛЬШОЙ ПРЕМЬЕРОЙ «ВЕЧЕРА С ПЕТРОМ ВЕЛИКИМ» ПО МОТИВАМ РОМАНА ДАНИИЛА ГРАНИНА. НАКАНУНЕ ПРЕМЬЕРЫ ТЕАТР+ ВСТРЕТИЛСЯ С ЛЮДМИЛОЙ МАНОНИНОЙ-ПЕТРОВИЧ, РЕЖИССЕРОМ ПОСТАНОВКИ, НА КОТОРУЮ ТЕАТР БЛАГОСЛОВИЛА ДОЧЬ ПИСАТЕЛЯ МАРИНА ДАНИЛОВНА, И ВЫЯСНИЛ, КАК ТВОРЧЕСКАЯ КОМАНДА ТЮЗА ИСКАЛА КЛЮЧ К ЛИЧНОСТИ ПЕТРА I.

– Вы уже давно работаете с текстом Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим» и одноименный спектакль уже не первый проект, связанный с этим произведением. Что вас привлекает в этом литературном материале? Чем обусловлен интерес?

– С текстом романа «Вечера с Петром Великим» я начала работать год назад, а первая встреча творчеством Гранина случилась за три года до этого. Тогда я поставила в театре «Ковчег» спектакль по его автобиографической повести «Всё было не совсем так», который увидела дочь писателя – Марина Данииловна. Она видела несколько моих спектаклей, в том числе и онлайн-проект «Вечера с Петром Великим» на площадке Библиотеки Д. Гранина. Раз в неделю мы с артистами театра «Ковчег» выходили в онлайн-пространство, читая роман главу за главой. Это был опыт полного погружения в материал, в петровскую эпоху. Мы смогли увидеть людей и наш город глазами жителей того времени и вышли из этого проекта другими.

Людмила Петрович на репетиции

Роман «Вечера с Петром Великим» меня привлекает личностью автора – Даниила Гранина и тем, как он смог раскрыть образ Петра. Для меня «Медный всадник» – это памятник Петру в камне, а роман Даниила Гранина – это памятник Петру в слове, и поэтому мне очень важно сохранить авторский текст, который помогает найти ключ к личности Петра.

– Какая первая мысль была, когда вы получили предложение ТЮЗа им. А.А. Брянцева поставить спектакль по роману Даниила Гранина?

– Когда я получила предложение от Светланы Васильевны Лаврецовой поставить спектакль по роману Даниила Гранина, то сразу подумала, что это не случайно. Ведь мои первые, самые яркие театральные впечатления детства, которые, по сути, определили выбор профессии, связаны с этим театром. Я помню спектакль «Не уходи никогда» – я видела его, когда мне было лет десять. И первым моим театральным учителем стал Зиновий Яковлевич Корогодский, который долгие годы был художественным руководителем ТЮЗа. А моими сценическими наставниками были Ирина Леонидовна Соколова и Валерий Анатольевич Зиновьев, артисты ТЮЗа – с ними мне посчастливилось поработать в театре «Ковчег». Сегодня для меня честь работать с этими удивительными и уникальными артистами на площадке их родного театра.

Мой второй учитель – Григорий Михайлович Козлов, и его судьба тоже была связана с ТЮЗом. А в сегодняшнем спектакле занята его ученица, ныне замечательная актриса – Янина Бушина.

ТЮЗ для меня – это особое место, потому что «Для детей нужно ставить так же, как для взрослых, но чуть лучше». Мне кажется, это очень верно. Наш спектакль обращен в первую очередь к молодому поколению, и поэтому так важно, чтобы он прозвучал именно здесь.

– Роман «Вечера с Петром Великим» разделен на 34 главы. На какие из них вы сделали акцент в спектакле?

– Все тридцать четыре главы не могли войти в инсценировку. В нее вошли ключевые десять глав: «Иван Нарышкин» «Астролябия», «Анна Монс» «Покушение», «Ливонка» «Последняя любовь» и «Профессор аллегорий», «Академия Летнего сада», «Паникадило» и «Письмо дамам Нотебурга» и «Закон Челюкина». Вот из этих глав я брала материал для инсценировки, для того чтобы выстроить, вылепить портрет Петра.

– Каким будет образ Петр I в вашей интерпретации?

– В этом спектакле для меня важно попытаться найти ключ к личности Петра, понять, что это за человек, из каких событий, испытаний он вырос. Недавно состоялся круглый стол, посвященный созданию романа и петровской библиотеке Даниила Гранина. Там прозвучала интересная мысль: из всех основных больших романов о Петре роман Гранина отличается тем, что в нем главное именно поиск ключа к личности Петра. Мы идем тем же путем.

– Каким образом вы формировали актерский ансамбль для спектакля? На кого вы делаете ставку в своей работе здесь – на тюзовскую молодежь или на ведущих артистов театра?

ЛЮДМИЛА МАНОНИНА-ПЕТРОВИЧ

– Актерский состав формировался очень не просто, он до сих пор еще формируется. Сегодня сложилась очень интересная команда, и ставку я делаю, в первую очередь, на исполнителя главной роли Валерия Зиновьева. В нашем онлайн-проекте он был тем самым учителем Молочковым. Мы прошли вместе весь путь от первой до последней страницы романа. И я сразу понимала, что это самый точный, единственно возможный Молочков, который, рассказывая про Петра, сам становится Петром. Валерий Зиновьев большой артист, замечательный, точный, глубокий. Зиновьев выступит в дуэте с легендарной Ириной Соколовой. Конечно, я очень рассчитываю и на тюзовскую молодежь, это замечательные ребята: в первую очередь, Максим Подзин, Александр Бобровский (молодой Петр), Анастасия Малахова (Анна Монс), Ирина Волкова (Мария Кантемир), Александр Чураев (Монс), Илья Божедомов (Кикин), Никита Худяков (Лефорт), Семен Толов (Петр). Важно, чтобы прозвучали имена артистов старшего поколения ТЮЗа, это в первую очередь Сергей Шелгунов, Елизавета Прилепская, Василина Стрельникова, Юлия Нижельская, Кирилл Таскин, Денис Гильманов, Янина Бушина.

– За сценографию и костюмы в спектакле отвечает Анна Маркус. Вы работаете с ней уже не первый раз. Расскажите о художественном решении постановки?

– С Анной Маркус мы работаем уже не первый год и практически все спектакли мои поставлены в сотворчестве с ней. В сценографии Анна отталкивалась от режиссерского замысла: нужно было создать некую точку пересечения времени и пространства, в котором возможно путешествие во времени, где можно перекинуть мост из прошлого в настоящее и будущее.

И это решение важно не только в сценографии, но и в решении костюмов. В спектакле есть группа персонажей – путешественников в прошлое, которые примеряют на себя роли людей из петровского окружения. Молочков рассказывает о петровском времени так горячо и странно, что герои того времени проявляются, оживают.

– В постановочной команде заявлен также педагог по пластике Евгений Демидов. Почему такое пристальное внимание уделено пластике?

– «Вечера с Петром Великим» – история мистическая, небытовая. Переходы и некоторые сцены будут решены пластически. С этим педагогом по пластике мы работаем впервые, но я видела очень интересные работы Евгения Демидова, где он выступал в качестве хореографа. И я думаю, у нас получится придумать много интересного.

Год 350-летия со дня рождения Петра Великого был богат на театральные события, связанные с именем царя-реформатора. В Петербурге отгремели премьеры спектаклей самых разных жанров: от оперы и мюзикла до кукольного спектакля. Образ самодержца был представлен с разных точек зрения. Как вы думаете, сможет ли спектакль «Вечера с Петром Великим», который выходит в конце юбилейного года, стать неким итогом творческих размышлений о личности Петра для театрального Петербурга? Почему, на ваш взгляд, эта история способна попасть в пульс нашего времени?

– Тут мне хочется процитировать слова Михаила Ломоносова «Следы Петра нужно искать не в прошлом, они идут к нам из будущего». Эта фраза прозвучит в спектакле – в ней зашифровано послание нам. Мы в том времени ищем ответы на волнующие нас вопросы, поэтому я очень надеюсь, что этот спектакль попадет в пульс времени.

Беседовала Надежда Кокарева

Материал опубликован в журнале «Театр+» № 29 (декабрь 2022).