СТРЕЛЫ СМЕХА ДЛЯ ВЛЮБЛЕННЫХ В КОМЕДИЮ

БЕРНАРДА ШОУ ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ НАЗЫВАЛИ ВТОРЫМ ДРАМАТУРГОМ ПОСЛЕ ШЕКСПИРА, А «ПИГМАЛИОН» СТАЛ САМОЙ ИЗВЕСТНОЙ ЕГО ПЬЕСОЙ. В НАЗВАНИИ – ИРОНИЧНЫЙ НАМЕК НА ЗНАМЕНИТЫЙ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МИФ О СКУЛЬПТОРЕ, ВЛЮБИВШЕМСЯ В СОБСТВЕННОЕ ТВОРЕНИЕ. ВЕЧНЫЙ СЮЖЕТ НЕ ТЕРЯЕТ СВОЕЙ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТИ СО ВРЕМЕН АНТИЧНОСТИ И ДО СИХ ПОР, РИФМУЯСЬ СО ВСЕМИ ИСТОРИЯМИ О ПРЕВРАЩЕНИИ ПРОСТУШКИ В ПРИНЦЕССУ – ОТ ЛЕГЕНДАРНОЙ «ЗОЛУШКИ» ДО КУЛЬТОВОГО РОМАНТИЧЕСКОГО ФИЛЬМА «КРАСОТКА».

Премьера в театре-фестивале «Балтийский дом» – это творчество сильной команды постановщиков и актеров. Блистательный Константин Анисимов предстанет в роли Генри Хиггинса, талантливая актриса Виктория Зайцева представит свою яркую версию  Элизы Дулиттл. Заслуженный артист России Анатолий Дубанов сыграет Альфреда Дулиттла. Режиссер – заслуженная артистка России Наталья Индейкина, чьи спектакли любят зрители и отмечают эксперты различных театральных премий.

– Наталья, почему Бернард Шоу и «Пигмалион»? Что хочет рассказать зрителю «Балтийского дома» заслуженная артистка России Наталья Индейкина?

– Очень хорошо когда-то написал Луначарский: «Когда вы читаете Шоу, вам становится весело, вы почти беспрестанно улыбаетесь или смеетесь. Но вместе с тем вам делается жутко. Жутко может быть такому читателю, против которого направлены стрелы смеха Шоу…». Какая изысканность: стрелы смеха! Нет сильнее оружия, чем смех. С помощью шутки, искрометного литературного парадокса, блестящей сатирической эскапады можно говорить со зрителем о важном. О важном, смеясь!

– Какая тема, фраза стали определяющей движущей темой для постановки?

– Фразу, которая стала определяющей темой для постановки, произносит Хиггинс: «Наш век – это век выскочек». А кто такие выскочки? Это люди с колоссальной жизненной энергией, которые врываются в этот мир, сметая закоснелых в своих очень узких жизненных привычках людей. Хиггинс, не смотря на свой талант, существо декоративное, а значит, такие, как Элиза, просто сметут таких, как он. Трава всегда пробьет камень, об этом пьеса. Хиггинс презирает мир выскочек. Но дело в том, что его мир, как показывает Шоу, – это мир хорошего тона, умения носить костюм, правильно и красиво говорить красивые и необязательные фразы в дежурном стиле, и не более того. Поэт он никудышный. Да и свет, окружающий его, никчемный, по большому счету. Элиза в тысячу раз интереснее, добрее, порядочнее, чем тот же высокомерный Хиггинс. Безусловно, он гений, мастер своего дела. Но гениален ли он, как человек? Эксперимент окончен, и он вновь равнодушен к своей ученице. Но ценность личности не измеряется качеством произношения. И, к сожалению, равенства между Элизой и Хиггинсом не будет никогда. Поэтому для меня счастливый конец в виде их какой-то близости невозможен. Трава пробила камень, но он от этого камнем быть не перестал. А трава будет расти, цвести со всей своей жизненной силой! В конце концов, Элиза не пропадет! А Хиггинс…. Он счастлив среди своих записей, в своем узком и абсолютно безжизненном мирке.

– В Ваших работах много музыки, хореографии, Вы лауреат многих театральных премий, одна из последних – национальная премия «Музыкальное сердце театра». Какой будет музыкально-хореографическая архитектура спектакля?

– Так как мы ставим драматический спектакль, а не мюзикл, то в работе мы опираемся на музыкальный подбор, а не на оригинальное произведение композитора. И музыка в спектакле будет иметь скорее «поддерживающий характер».

– Какой будет сценография, костюмый рисунок постановки?

– Сценография будет условной, акцент делается на костюмах. В постановочной команде работает художник Елена Вершинина и автор видеоконтента Мария Фоменко.

– У Вас много не только режиссерских, но и актерских работ. Хотелось бы самой сыграть в этой пьесе? И какую роль?

– В этой пьесе мне бы хотелось сыграть только мусорщика Дулиттла, циничного, умного, с потрясающим юмором! Пройдоху, который обладает невероятным талантом красноречия. Но самое главное, чем обладает этот персонаж, – это внутренняя свобода. Человек, не верящий, как писал Горький, «ни в чох, ни в сон, ни в птичий грай». И вот эта колоссальная жизненная сила перед лицом любых обстоятельств, абсолютная вера в себя, абсолютная правдивость во взаимоотношениях с собой и миром делает этот персонаж безумно привлекательным.

– Бернард Шоу репликой своего героя Генри Хиггинса призывает: «Никогда не упускай случая – он предоставляется не каждый день». Какую роль в Вашей жизни играет случай?

– Случай в моей жизни, как правило, подготовлен мною. Я очень много делаю для того, чтобы случай был «неслучаен», а закономерен. В моей жизни случай – это результат большой и планомерной работы. Действие целесообразное и продуктивное приводит к счастливому стечению обстоятельств, которое, вероятно, и можно назвать счастливым случаем.

– Премьерные показы запланированы на День влюбленных, 23 февраля и 8 Марта. Для кого «Пигмалион» в постановке Натальи Индейкиной может стать подарком?

– Замечательным подарком этот спектакль станет для всех, кто любит комедию!

+Ирина Мохова