АЛЕКСЕЙ ШИРОЧКИН: ИГРАТЬ ГОЛОСОМ — НАСТОЯЩИЙ АКТЕРСКИЙ ВЫЗОВ

С 13 февраля на большом экране — фантастическая мелодрама «ON и Она» (16+) о противостоянии девушки-разработчицы и умного дома, оснащенного сверхпродвинутым искусственным интеллектом. Для режиссера Евгения Корчагина это всего второй полный метр, предыдущей его картиной была абсурдистская комедия «Говорит Земля!». «ON и Она» начинается как фантастическая мелодрама, местами походит на ромком, но потом очень быстро превращается в психологический триллер. ИИ не только держит девушку в заточении, подвергая изощренным пыткам, когда она не слушается, но и создает для ее близких видимость, что все хорошо: общается с ними по видеосвязи и даже записывает кружочки в соцсетях, генерируя изображение. Главные роли в сай-файе сыграла Юлия Пересильд и всесильный робот Маркус, которого озвучил Алексей Широчкин. Премьера «ON и Она» состоялась на III Открытом российском кинофестивале авторского кино «Зимний», который прошел в Москве в декабре 2024 года. О необычном актерском опыте Алексей Широчкин рассказал в интервью изданию «Театр + Кино».

— Алексей, наверное, можно порадоваться, что, наконец-то, и в российском кинематографе появился свой собственный фильм о коварном «Умном доме». Вы как актер, отвечающий за ИИ в картине «ON и Она», скажите — чего ждать зрителю? Стоит ли сразу же избавляться от этих всех систем и гаджетов у себя в домах и квартирах?

Вы знаете, если бы я не посидел рядом со зрителями на кинофестивале «Зимний», наверное, я бы ответил совсем иначе. Тем не менее мне удалось понять, чего действительно стоит ожидать зрителю. У каждого свой ассоциативный ряд. Кто-то смеялся, кто-то сопереживал. Я точно знаю, что каждый зритель найдет что-то свое в этом фильме и получит много эмоций. А что касается гаджетов, то, я думаю, пока они нам помогают, бояться их не стоит, а там — увидим!

— Главный герой, помимо Ксении в исполнении Юлии Пересильд — это робот Маркус, он же тот самый ИИ, который управляет суперхай-тековской виллой. Было ли лично для вас каким-то актерским вызовом озвучивать Маркуса?

Озвучивать Маркуса на студии вызовом не было. Однако играть его исключительно аудиально, глядя в монитор телефона и сидя в наушниках с микрофоном, — это однозначно очень интересный опыт. И непривычный! При этом я же понимаю, насколько актеру важно идти от партнера, а Юлия Пересильд была одна, и я старался, насколько это возможно, быть в контакте с ней, исключительно в тех условиях, в которых существует мой персонаж. А для нее он существует исключительно аудиально, где-то с потолка. Поэтому это действительно очень интересный опыт, доносить контекст и смысл, сохраняя режиссерские задачи исключительно голосом.

— «ON и Она» — фантастическая мелодрама о противостоянии девушки-разработчицы и умного дома, оснащенного сверхпродвинутым искусственным интеллектом. Если бы это было реальностью, то человеку ведь не победить?

Ваш вопрос сформулирован таким образом, что он как будто бы вынуждает меня подкинуть вам спойлер о фильме, несмотря на то, что он персонализирован мне, настоящему человеку. Поэтому не знаю, мы с этим не сталкивались. Как я могу утверждать о таких вещах? Понятия не имею, честно. Как минимум, мы бы пробовали это сделать. Вопрос в том, к чему бы это привело, к какому исходу. Я не знаю, правда…

— После премьеры фильма на кинофестивале «Зимний» в декабре 2024 года многие кинокритики писали, что у ленты «ON и Она» неутешительный вывод: абьюзерами теперь бывают и дома, а созависимые отношения можно завести с ИИ. Совсем грустный приговор человеческому будущему, вам не кажется?

Ну, во-первых, это не приговор. Каждый человек сам выбирает, что ему нужно в этой жизни. Мне вот такая аналогия в голову пришла: если бы я в 1990-е годы вышел в какое-нибудь публичное место, например, и начал снимать «тиктоки», тренды текущих «тиктоков», которые есть, или вот «рилсов», как снимает сейчас молодое поколение, наверняка, на меня бы посмотрели очень странно. И мы не могли тогда знать, что в будущем это станет нормой. И самое главное, что каждый человек сам решает, как ему поступать в той или иной ситуации, как ему жить, какие взаимоотношения и с кем ему строить. Поэтому ничего грустного. Это выбор каждого.

— Вам вообще понравилось озвучивать робота Маркуса? Не обидно, что от вас в фильме только голос?

Вообще не обидно! Наоборот, я очень рад такому опыту, правда, очень рад по многим причинам! Я уже начал об этом говорить, отвечая на ваш вопрос чуть ранее, но сейчас конкретизирую. Во-первых, все-таки актеров очень сильно спасают тело и психофизика — это основной инструмент влияния. А когда у тебя задействуется только голос, но при этом у твоего персонажа нету души и тебе нужно где-то для зрителя подкинуть ассоциацию того, что души у него нет, а где-то натолкнуть на мысль о том, что он как будто бы имеет какие-то эмоции, то вот это действительно челлендж. И одновременно с этим необходимо быть в контакте с главной актрисой. Во-вторых, я еще рад, потому что это очень интересный опыт с точки зрения... большого багажа знаний, потому что ты работаешь с одной из лучших актрис нашей страны и одновременно работаешь с режиссером напрямую, сидя за экраном в студии озвучания. Этот проект меня очень сильно прокачал, поэтому не обидно от слова совсем! Более того, я в фильме все-таки появляюсь визуально, хоть и немного. Зритель же не знает, как я выгляжу, он же только меня слышит. И там есть определенные сцены, где меня тоже можно увидеть. Но не буду спойлерить!

— Я знаю, что у вас серьезные актерские амбиции, помноженные на такое обилие навыков и умений, что просто поражает воображение: вы владеете многими видами борьбы, настоящий спортсмен, умеете стрелять из всех видов оружия, даже самолет пилотировать. Мне кажется, вы идеальный герой боевиков или отличный персонаж шпионских триллеров — как к этим жанрам относитесь?

Вы немножечко меня представили лучше, чем я есть на самом деле. Владею я все же небольшим количеством видов борьбы. В основном это ударные техники, хотя и бороться тоже умею, но весьма на скромном уровне. С «ударками» все-таки получше. По поводу стрелять из всех видов оружия: из всех не умею, но из винтовок, из пистолетов могу. Что касаемо истребителей и пилотирования — я летал только вторым пилотом. На самом деле, если вы полетите на истребителе, я думаю, что хороший инструктор вас научит за один сеанс делать мертвую петлю или бочку, если вы этого не побоитесь. Это не так сложно, как кажется. И мое мнение — любой актер может этому очень быстро научиться. А истребитель — такая штука, непонятно, кто пилотирует его на самом деле, потому что, если камеру поставить в отсеке, не будет видно второго пилота, основного. Так что есть свои нюансы. Ну, а касаемо детективов, боевиков, конечно, я 100% ориентируюсь в этих жанрах. Они мне очень интересны. В ближайшем будущем вы меня там точно увидите!

— Если вернемся к фильму «ON и Она», то помимо всех этих аллюзий на психодраму и актуальную социальную повестку, это же все-таки фантастика. Вы сами в вашей обычной жизни насколько глубоко пускаете будущее — я имею в виду технологии? Ведь постепенно наша жизнь все больше напоминает сеттинг и сюжеты кино в жанре сай-фай!?

Если честно, не пользуюсь вообще ничем. Когда только появился чат GPT, я им попробовал воспользоваться, попробовал сделать несколько запросов на монологи актерские в разных тематиках, на определенные стихотворения, но, честно скажу, мне не понравилось то, что он выдал. Больше я ничем не пользовался. Вот в моем окружении огромное количество людей используют просто все, что выходит. И какие-то технологии, и какие-то программы, и какие-то гаджеты, и все-все-все. Я динозавр получается (смеется)! Я ничем не пользуюсь.