Юрий Александров: «Иван Грозный – материал рисковый»

17 и 18 декабря 2022 года в театре «Санктъ-Петербургъ Опера» мировая премьера оперы Жоржа Бизе «Иван Грозный» в полной сценической версии. Художественный руководитель театра и режиссер Юрий Александров, открывший зрителям уже немало забытых шедевров оперного искусства, рассказал в интервью журналу «ТЕАТР+» о новой постановке театра.

Чем для Вас как для режиссера и художественного руководителя театра оказалась интересна опера Жоржа Бизе «Иван Грозный»?

– По своей второй профессии я музыкант, в этом весь ответ. Опера покорила меня своей музыкой. История, рассказанная молодым композитором Жоржем Бизе, не имеет отношения к настоящей правде, хотя уже никто не знает, какая была правда в то время. А вот музыка раскрывает глубинные чувства человека. И потом мне, как русскому человеку, интересно было рассказать о юном и влюбленном Иване Грозном, не о старце с крючковатым носом, а о человеке, обремененном огромной властью, окруженном недругами и прихлебателями, но нашедшем в себе силы искренне полюбить. Настолько сильно, что он даже падает в обморок, узнав о якобы измене любимой супруги.

Момент съемки актеров "Санкт-Петербургъ Опера"

В произведении Бизе мне интересно открывать для себя какие-то новые страницы, взглянуть по-новому на знакомые образы, тем более, в такое жесткое время. История в опере — это, конечно, мелодрама о любви, об измене, о предательстве, о злодеях. Мне кажется, что в наше время мелодрама очень уместна, потому что этот жанр призывает человека стать человеком, вернуться к изначальным понятиям — любви, верности, подвигу ради своей любви.

«Иван Грозный» – это, конечно, сказка. В последние годы я рассказываю сказки для взрослых, чтобы привлечь взрослое поколение, не приученное к театру, приобщить к великому оперному искусству историей, которая близка и понятна. В этом заключается миссия театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Ради этого мы существуем.

Что Вы скажете тем, кто считает неуместными исторические фигуры в художественных произведениях, где большая часть вымысел?

– К нам зрители приходят не за историзмом, а за романтикой, за тем, чего они не видят в реальной жизни, за красотой чувств, за человечностью. Какая разница: исторический это персонаж или нет? Каждый человек проходит в своей жизни драматические моменты вне зависимости от своего социального положения. Великие тоже страдают. Интересно наблюдать, как человек, обремененный властью и силой, все равно остается живым человеком, или в нем просыпаются человеческие чувства. Тема оперы «Иван Грозный» абсолютно современна. Если у зрителя возникают вопросы к материалу, то это очень хорошо. Значит, человек думает, ищет и, значит, он найдет то, что именно ему нравится.

Почему, на Ваш взгляд, так привлекательны фигуры русской истории для иностранных авторов?

– Россия всегда волновала иностранцев по разным причинам. Во-первых, наша страна – великая держава, во-вторых, у России великая культура, которая притягивала и притягивает творческих людей со всех концов мира. В-третьих, наша страна щедра, богата, уверена в себе и, я надеюсь, что так будет и дальше. Тут можно говорить о прагматичном подходе европейцев. Например, Мариинский театр мог себе позволить заказать Верди написание оперы «Сила судьбы». Все европейские труппы, приезжавшие на гастроли в Россию, знали, что смогут хорошо заработать.

Сцена из оперы "Иван Грозный"

Что бы вам, как режиссеру, хотелось показать и сказать зрителям в опере «Иван Грозный» Жоржа Бизе?

– Любите друг друга, будьте любимыми, боритесь за свое счастье. Ходите в оперу, слушайте музыку, она плохому не научит, это не сериал. Я не понимаю, почему мои французские коллеги не ставят оперу «Иван Грозный». Возможно, проблема в сложнейшем материале, который мы взялись осваивать. Сложный вокал, непростая драматическая партитура. Наверное, «Кармен» поставить проще. Эту оперу знают все, ее легко продать. На Западе то, что приносит деньги, считается хорошим материалом. «Иван Грозный» – материал рисковый, он никому не известен и может не принести ожидаемой прибыли.

Почему именно в вашем театре ставятся такие «рисковые» произведения?

– Миссия «Санктъ-Петербургъ Опера» – давать жизнь подобным редким произведениям как «Иван Грозный», воспитывать вкус и культуру зрителя. Наш театр не хочет быть однозначным, однобоким. Сегодня мы ставим классическую оперу, завтра авангард, а послезавтра может быть театр абсурда (если время даст такой импульс). Театр должен быть непредсказуем, и зритель должен быть разный.