«ПЛОХАЯ ДЕВОЧКА»: ЛУЧШАЯ РОЛЬ НИКОЛЬ КИДМАН ЗА ДЕСЯТИЛЕТИЕ

В середине января в российский прокат выходит один из знаковых фестивальных кинохитов 2024 года - эротический триллер «Плохая девочка» (16+), вошедший в десятку лучших фильмов прошлого года, по мнению американского еженедельного журнала TIME. Главные роли в фильме исполнили Николь Кидман, получившая за эту работу Кубок Вольпи (приз за лучшую женскую роль) на 81-м Венецианском международном кинофестивале, Харрис Дикинсон и Антонио Бандерас. Режиссером и автором сценария выступает Халина Рейн (ее фильм «Инстинкт» выдвигался на «Оскар» от Нидерландов).

Как-то один из друзей Халины Рейн, известной европейской актрисы, режиссера и сценаристки, рассказал ей о женщине, которая за 25 лет брака ни разу не испытала оргазм. Для Халины это было и удивительно, но в то же время понятно. Подобный опыт в браке и у Роми – главной героини фильма «Плохая девочка», в исполнении Николь Кидман. Она живет в Нью-Йорке, идеальная жена и мать. Успешно управляет крупной корпорацией. В ее жизни все подчинено строгому распорядку. Роми крайне важно не потерять лицо в мире бизнеса, где ей удалось достичь высот. Любящий и заботливый муж Джейкоб (Антонио Бандерас) старается все сделать для семьи. Но за долгие годы жизни в браке Роми так и не удалось получить с ним настоящее удовольствие.

Фильм «Плохая девочка» – это провокационное и увлекательное исследование о том, в какие ситуации может попасть человек, который слишком долго сдерживает свои желания, и каким образом он даст им волю. В глазах окружающих жизнь Роми идеальна, но как только героиня встречает нового практиканта Сэмюэля (Харрис Дикинсон), она моментально забывает о своих правилах. Он, словно ангел, явился освободить ее, ведь она так долго сдерживала свои желания. И одновременно – ее мучитель. Роми моментально попадает в его сети, так как Сэмюэль сразу понимает, что ей хочется поскорее скинуть с себя все оковы. Шаг за шагом он начинает разрушать привычную для нее картину мира. И вот между главой корпорации, женщиной, которая достигла вершин, и ее молодым, но невероятно дерзким подчиненным, полным юношеского задора, завязываются необычные любовные отношения. Это словно игра в кошки-мышки, причем накал страстей все время возрастает, совсем как в лучших эротических триллерах 90-х годов.

«Когда я раньше смотрела такие фильмы, ловила себя на том, что, оказывается, мои фантазии не столь безумны, – делится Халина Рейн. – С самого начала я решила, что каждый кадр в моем кино будет пропитан такой же чувственностью, как и в любимых мною знаменитых картинах. Но мне хотелось показать всю историю с женской точки зрения. Мне не терпелось узнать, что же из этого выйдет».

В результате получился эротический триллер, созданный в эпоху, когда все запреты уже сняты, но влияние пуританской морали все еще ощутимо. Запретный плод сладок, а главной героине так хочется, наконец, принять себя такой, какая она есть. «Я задавала вопрос, что же такое любовь к самому себе. Могу ли я принять и полюбить себя?» – продолжает режиссер. Впервые она задумалась над этим во время съемок в фильме Верховена «Черная книга», где исполнила одну из главных ролей. «Пол Верховен часто говорил мне о том, что снять хороший фильм получается, лишь когда задаешься конкретным вопросом. Приступая к работе над моей картиной, я часто рассуждала о том, преобладают ли в нас животные инстинкты, или все же мы можем взять над ними верх. Способны ли мы усмирить страсть внутри себя? Можно ли примириться с тем, что у каждого из нас есть несколько порой абсолютно противоположных сторон личности, так ли просто полюбить и принять себя целиком, не испытывая при это чувства вины?», – рассуждает Рейн.

По словам Николь Кидман, этот подход Халины к съемкам фильма, когда невероятно чувственная и откровенная история показана глазами современной женщины, стал для нее настоящим откровением, и сниматься у Рейн было, словно находиться в лихорадочном сне. «Я уже не раз играла в фильмах, где много откровенных сцен, но подобного опыта, как с Халиной, у меня еще не было, – говорит Николь Кидман. – Она не только выступила режиссером, но и написала сценарий. Вдобавок ко всему она сама прекрасная актриса. На площадке мы были с ней, как сестры, и понимали друг друга с полуслова. У меня никогда еще до этого не было такого чувства единения с кем-то. Когда вместе с другой женщиной работаешь над фильмом на такую тему, то начинаешь делиться самым сокровенным».

Главной героине придется пройти через многие испытания: на самом деле в ее жизни не все гладко, и в ее образе зрителям будет легко узнать самих себя. Она постоянно идет наперекор своим желаниям, ведь она женщина из высшего света Нью-Йорка, обладающая властью и привыкшая держать себя в жестких рамках. Роми чем-то напоминает героинь Кидман из фильмов «С широко закрытыми глазами» и «Рождение». Ей сложно справляться с самой собой: внутри Роми сжигает страсть, но нужно соблюдать внешние рамки приличий, ведь она успешный руководитель и образцовая жена. Ей так хочется поддаться искушению, перестать все контролировать и просто плыть по течению. По мере того, как Роми и Сэмюэль все больше дают волю своим самым смелым фантазиям, сюжет фильма углубляется в исследование одной из самых неизведанных тем нашей жизни: влияния власти на отношения между мужчиной и женщиной. Причем режиссер не раз заставит зрителей в корне изменить свои взгляды на эту тему.

По словам самой Рейн, ее фильм, в котором много интересных сюжетных поворотов и откровенных сцен, – это своеобразная площадка для рассуждения о том, что наши желания далеко не так просты и безобидны, как кажутся. «Мы не брали за основу какую-то реальную историю, – продолжает Рейн. – Это целиком и полностью художественный вымысел. Я всегда была абсолютна уверена, что фильм на такую тему просто необходим, ведь до сих пор наше общество зачастую не готово говорить о сокровенном и личном. Поэтому мне очень хотелось порассуждать об этом, но отнестись к предмету моего размышления без критики и оценок». Именно ощущение того, что они делают что-то запретное, и стало катализатором отношений между Роми и Сэмюэлем. «Для меня наш фильм – это любовная история, исполненная страстью, – говорит Рейн. – Мне хочется, чтобы зрители прониклись чувствами к обоим героям, и чтобы через экран им передались все их эмоции. Пусть вам захочется, чтобы они остались вместе вопреки всем запретам и правилам».

Рейн утверждает, что никакого романа бы не случилось, если бы Роми с самого начала рассказала мужу о своих желаниях. «Она не может быть до конца откровенной ни со своим мужем, ни даже с самой собой, потому что ей страшно говорить о том, что она считает постыдным, включая свои желания», – считает Николь Кидман. Поделиться с кем-то своими тайными фантазиями – для Роми значит, полностью разрушить свой тщательно построенный образ, ведь она живет в мире, где женщина не может говорить откровенно о сексе: в приличном обществе это табу. «Она старается контролировать все сферы своей жизни, – продолжает Рейн. – Ей хочется быть идеальной мамой. Но ведь Роми глава крупной корпорации по производству автоматики. В какой-то степени и ее мозг работает, как автомат: все у нее должно быть разложено по полочкам и подчинено определенным правилам. Она росла в эпоху сексуальной революции. В доме родителей Роми не существовало никаких норм морали и правил. Поэтому сейчас ей хочется, чтобы в ее жизни все было спокойно и упорядоченно. Она все время думает: «Мне все под силу. Я идеальная. А все, что во мне есть постыдного и некрасивого, легко исправить с помощью ванной с кубиками льда, сеанса у психолога, ботокса или какой-нибудь другой процедурой».

Но в итоге в голову ей начинают приходить самые разные фантазии, которые приводят ее в оцепенение. А ведь все это лишь результат того, что Роми долго подавляла и сдерживала все свои желания в попытке стать идеальной во всем. «Думаю, больше всего ей хочется хотя бы на какое-то мгновение перестать все контролировать и подчиниться воле другого человека, – говорит Рейн. – Это и есть ее тайное желание. И ничего странного или неправильного в этом нет. Хотя еще совсем недавно подобное считалось чуть ли не отклонением и чем-то типа психического расстройства». Несмотря на социальную пропасть между ними, Сэмюэль постоянно нарушает личные границы Роми и словно все время ее поддразнивает. И вот женщина чувствует, как в ней пробуждается желание.

По словам Рейн, Сэмюэль, подобно многим современным молодым людям, пытается понять, каким же должен быть настоящий мужчина в нашем постоянно меняющемся мире. «Сейчас очень много внимания уделяется теме границ в отношениях. Сэмюэлю не всегда удается почувствовать их, но он очень старается, – добавляет Рейн. – При общении с Роми он как будто примеряет на себя разные роли: вот он настоящий брутал. Но при этом он спрашивает ее, не слишком ли он груб».

«Сэмюэль – человек очень внимательный, возможно, именно этого Роми и не хватает, – рассказывает исполнитель роли молодого соблазнителя Харрис Дикинсон. –  У него тонкая душевная организация, но все в нем дышит уверенностью в себе, и именно благодаря этому сочетанию Роми так проникается к моему герою. Когда она впервые видит Сэмюэля, ей кажется, что перед ней ожившая мечта. И он настолько умело рушит все ее старые представления о жизни, будто приходит к ней из мира ее снов».

«У обоих в прошлом был травмирующий опыт, и они, каждый по-своему, помогают друг другу излечить душевные раны, – объясняет Николь Кидман. – Многие скажут, что это не способ исцелиться от всего, что вас тревожило и тяготило. Но уверена, фильм заставит вас о многом задуматься и многое пересмотреть в своих взглядах. Тут не будет безжалостных оценочных суждений».

В каком-то смысле это ироничная комедия нравов о том, как власть влияет на отношения между мужчинами и женщинами. Однако Роми и Сэмюэль постоянно меняются ролями в своей игре. «Плохая девочка» хороша уже тем, что это кино для взрослых людей, отдающих себе отчет в том, что мораль не всегда очевидна, повестка — резонна, а четвереньки — не самая постыдная поза, ведь ты и так зачастую стоишь в ней по воле социума, властей и извращенного века, будь ты топ-менеджер или мать и жена.

Рейтинг свежести фильма на Rotten Tomatoes – 91%.