ИЛЬЯ ВИНОГОРСКИЙ: ДЛЯ МЕНЯ ПУШКИН — ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЧЕЛОВЕК!

Пушкин молод, дерзок и любим публикой: он звезда любого бала, поклонники носят его на руках, а девушки мечтают о его внимании. Но ни высокие покровители, ни верные друзья, ни известность не могут отвести от него злой рок — ссылки, дуэли, безденежье. Пока однажды он не встречает ту самую, единственную, кто осветит его жизнь и станет его судьбой. Судьбой гения, которого нам только предстоит по-настоящему узнать. «Пророк…» (6+) — это история жизни Александра Сергеевича Пушкина от лицейских дней до роковой дуэли. Масштабный фильм о великом поэте, которого знают все и не знает никто. Картина Феликса Умарова стартует в российском прокате 14 февраля и поражает обилием пушкинских мест и суперзвезд в кадре: Юра Борисов (Александр Пушкин), Алена Долголенко (Наталья Гончарова), Роман Васильев (Константин Данзас), Илья Виногорский (Иван Пущин), Аня Чиповская (графиня Елизавета Воронцова), Светлана Ходченкова (княгиня Авдотья Голицына), Илья Любимов (Василий Жуковский), Евгений Шварц (император Николай I), Сергей Гилев (Александр Бенкендорф), Флориан Десбьендра (Жорж Дантес) и другие. О гении Пушкина и съемках в одном из главных российских фильмов года изданию «Театр + Кино» рассказал исполнитель роли Ивана Пущина — актер Илья Виногорский.

— Илья, долгим ли был ваш путь к роли в фильме о Пушкине? Я имею в виду, страдали ли вы от бесконечных кастингов или, наоборот, вас моментально утвердили?

Я не могу сказать, что это было быстро. Наверное, за 4 года, что я работаю в киноиндустрии, это были самые долгие пробы. В основе сюжета есть костяк друзей — Пушкин, Пущин, Данзас. Между персонажами и актерами, которые их играют, должна быть химия. Поэтому до последнего пробовали разные вариации. Хотели, чтобы все получилось. Так что да, кастинг был долгим.

— Что для вас Пушкин: великий гений, «наше все» или просто один из классиков русской литературы? Согласитесь, ведь у каждого поколения в нашей стране свое отношение к поэту, который буквально может надоесть еще в рамках школьной программы по литературе…

Да! А если тебе еще и попадается учитель, который не горит своим делом, то очень сложно полюбить литературу в принципе. Если тебя не заражают этим огнем, не прививают интерес, а заставляют, то ничего хорошего не получится. У меня так и было. Меня с детства заставляли читать, поэтому любовь к литературе у меня пропала на долгие годы. Несмотря на это, конечно я не мог обойти Пушкина, потому что это невозможно в наших реалиях. Он везде! Это неотъемлемая часть истории. Но, признаюсь, до съемок в фильме «Пророк» знал я Пушкина поверхностно. Можно сказать, что к этой истории я подошел в нейтральной позиции. И мне кажется, это дало своим плоды. Потому что я посмотрел на Пушкина с другой стороны, с которой у нас его не показывают. То есть у нас преподносят Пушкина как гения, как гордость нашей страны, гордость нашего народа.

— Такой забронзовевший персонаж!

Да-да-да! Как, собственно, он и стоит на Чеховской

— И у нас тут в Петербурге тоже в двух местах. В таком же виде. Все так и воспринимают Пушкина, как будто он родился уже словно памятник!

Именно! Поэтому мы в фильме попытались создать более внутреннюю историю, сделать акцент на Пущина-человека, не забывая при этом о его гении и таланте! Он такой же, как и все люди, со своими проблемами, привычками, тараканами в голове, если хотите. Он со своими друзьями обожал кутить, развлекаться, прикалываться. Не надо забывать все же, что Пушкин человек, а не памятник. Когда мы начали готовиться к съемкам, я стал погружаться в историю, что-то читать, что-то узнавать про Пушкина и его жизнь. И если сейчас отвечать на вопрос, кто же для меня Пушкин — это очень крутая личность, безусловно, талантливая, гениальная, но при этом при всем очень человечная.

— Мне кажется, он сейчас, наверное, был бы кумиром многих. Имеется в виду, как такая медийная личность!

Я думаю, что вполне возможно. Если перекладывать то, что он делал тогда на современность, я думаю, что он вполне мог бы стать кумиром миллионов, такой рок-звездой.

— Вы в фильме «Пророк. История Александра Пушкина» играете лучшего друга поэта — Ивана Пущина. Их с Пушкиным объединяет то, что их жизни закончились нерадостно: Пушкин погиб на дуэли, а Пущин стал декабристом и полжизни провел в ссылке в Сибири. Каким для себя вы открыли Ивана Пущина и каким сделали его образ на экране?

Я не особо знал, кто такой Пущин в принципе. Узнал о нем на пробах. Когда меня утвердили, и начался активный подготовительный период, я попытался для себя вообще понять, узнать, каким человеком был Пущин. Понятно, что многие знают Ивана Пущина, как лучшего друга Пушкина. В то время Пушкин был такой фигурой, что лучший друг Пушкина — это уже статус. Но мы попытались показать более личную историю, показать, что скрывалось внутри отношений Пушкина и его лицейских друзей. Мы четыре месяца старались жить и проживать жизнь тех людей. Понятно, что мельчайших подробностей их бытовой жизни мы знать не можем, но мы постарались максимально четко показать и отобразить жизнь Пушкина и его окружения. Если говорить про Пущина, то для меня это амбициозный человек, с открытой и большой душой, честный, щедрый и настоящий друг. Пущин знал, чего хотел в жизни, и отдавал себе отчет во всех своих поступках. И еще раз отдельно скажу, что он был отличным товарищем Пушкину, неоднократно приходил ему на помощь, вытаскивал из разных передряг. Пушкин в принципе отвечал взаимностью. Можно сказать, у них реально была какая-то истинная братская любовь.

— У вас уже есть опыт работы в историческом кино, прежде всего проект «Этерна». И вот теперь «Пророк» — как вы относитесь к данному жанру кино, нравятся ли костюмные фильмы, тем более биографические, или просто кино как кино?

«Этерна» все-таки фэнтези, нежели историческое кино. Получается, к историческому кино я подошел только в фильме «Пророк». Я никогда не задумывался раньше, нравится мне такой жанр или нет. Хочу сразу оговориться, что мы не снимали историческую реконструкцию, да, у нас все основано на реальных исторических фактах, персонажах и так далее, но это все же художественное кино, где что-то сознательно опущено, что-то показано с элементами выдумки для пущей художественной выразительности. Где-то мы говорили своим языком, нежели языком того времени. Мы попытались создать некий синтез между тем временем и нашим восприятием. Познавательно, конечно, сниматься в такого рода фильмах. Начинаешь копаться в том времени, размышлять о тех личностях, узнавать что-то новое для себя. Я в истории не очень разбираюсь, но в таком ключе это бывает очень увлекательно.

— А костюмное кино в принципе вам близко? Интересно? Весь этот антураж, сеттинг. Тем более, «Пророка» снимали в самых пушкинских местах России. Дух Пушкина ощущали?

Конечно. Памятники, усадьбы, Михайловское, мы везде побывали и везде ощущали, и чувствовали дух Пушкина. Это было здорово! А костюмы — это же неотъемлемая часть истории. Они и по сей день играют не последнюю роль в обществе. Надеваешь костюм, брюки, жилетку, сразу появляется особое ощущение себя, появляется стать. То же самое и в начале XIX века, хотя и костюмы того время отличаются от нынешних. Мы на примерке, когда надевали все это, узенькие пальто, шея замотана шарфиками, совсем другие ощущения появляются. Спина сразу вытягивается, осанка появляется, голову держишь прямо и ровно. Костюм очень сильное выразительное средство, он несет отпечаток истории, отпечаток определенного времени. Без него никакая история на экране невозможна. Костюм сам по себе уже может многое рассказать и поведать.

— Не могу не спросить про то, как складывались взаимоотношения на съемочной площадке: поделитесь впечатлениями от работы с Юрой Борисовым и другими актерами?

Я могу сказать определенно, что за весь этот проект и за время работы с Юрой научился большему, чем за весь срок обучения в театральном институте. А то, что сейчас мы наблюдаем на мировом уровне вокруг него, все, что с ним сейчас происходит, абсолютно, мне кажется, заслуженно.

— Согласен!

Я вообще считаю Юру мессией нашей индустрии. То, что он делает на площадке, это сложно передать какими-либо словами. Та вовлеченность, то подключение, та самоотдача, с которыми он работает, поражают. Мне иногда казалось, что он на какой-то термоядерной энергии, с какой-то космической силой работает. Я про Юру первый раз услышал в 2020 году, когда был на 2 курсе в институте. Посмотрел какое-то интервью с ним и записался в его фан-клуб. Сразу подумал, какой крутой человек и какой же крутой актер. Мечтал с ним встретиться, познакомиться, а уж поработать и подавно. И тут, прошло время, я выпустился из института и меня утверждают в «Пророк». Сказать, что я был рад, это не сказать ничего. Я не только познакомился с ним, но еще и работаем вместе, это просто невероятно. Юра сразу разрушил все мои представления о себе как о кумире. Очень простой в общении человек, веселый, добрый, прямолинейный и открытый. Не могу не сказать, что он прекрасный партнер. В общем, работать с ним одно удовольствие!

— И последний вопрос, он трудный самый — действительно ли Пушкин пророк?

Мне кажется, что в какой-то степени он был больше, чем пророк, он был голосом всего общества, голосом того времени. Именно он говорил то, что тогда хотели слышать в социуме! Может, в этом и есть отчасти пророчество поэта! Пушкин находил в себе смелость говорить то, что другие не решались, а это было нужно. Наверное, в этом тоже заключается пророчество!