ШЕСТЬ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОИСКАХ ЖИЗНЕННОГО КРЕДО
НА МАЛОЙ СЦЕНЕ ТЕАТРА ИМЕНИ ЛЕНСОВЕТА ИДУТ ПРЕМЬЕРНЫЕ ПОКАЗЫ ЛИРИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ «РЕТРО» ПО ОДНОИМЕННОЙ ПЬЕСЕ АЛЕКСАНДРА ГАЛИНА В ПОСТАНОВКЕ ЮРИЯ ЦУРКАНУ.

Пьеса «Ретро» советского и российского драматурга, сценариста и режиссера Александра Галина написана в 1979 году как лирическая комедия. В трактовке Юрия Цуркану это, скорее, трагикомедия. Причем трагического, болезненного в ней явно больше, чем смешного. Говоря современным языком, премьерный ленсоветовский спектакль – про эмпатию и про триггеры.
Удивительно, как молодой человек, в ту пору 32-летний автор, сумел прочувствовать и выразить сложнейшие поколенческие вещи, а главное – вывести в своем произведении острые, полярно разноплановые характеры пожилых людей, годящихся ему в родители.
Взрослая дочь принимает решение забрать к себе пожилого овдовевшего отца. Деятельный муж ее, в свою очередь, принимает решение женить тестя и подбирает ему трех невест-пенсионерок. Потенциальные же невесты, одна другой колоритнее, принимают решение прийти на смотрины пораньше, и в лучших традициях комедии положений заявляются все одновременно. Главный же герой, человек мягкий, но упрямый, в своем решении жить жизнь по собственным принципам, остается непоколебим – но лишь до тех пор, пока не увидит в окружающих уязвимость и не почувствует вдруг, что всех прочих ему даже жальче, чем себя...

В начале 1980-х «Ретро» наперебой ставили по всему Советскому Союзу. Обращение к пьесе в наше время, которое само по себе – тот еще триггер, на первый взгляд, кажется странным. Стоит, однако, взглянуть повнимательнее и копнуть поглубже – и выясняется, что в окружающем хаосе, в циничной жестокости, искажающей социум и рождающей сплошь социофобов и социопатов, жизненно важным становится поиск того человеческого, что еще можно найти в людях. Тогда выбор ретро-материала и самого названия «Ретро» объясним поиском утраченного – давно не актуального, но, тем не менее, жизненно важного – органа чувств. По сути это поиск жизненного кредо.

Таковое кредо, персональный мировоззренческий внутренний стержень, у каждого из шести персонажей пьесы имеется. Равно как и у режиссера, и у художников, и у артистов. Поэтому спектакль становится общим высказыванием, «произносимым» как бы внутренним голосом – тихо, вкрадчиво, ненавязчиво, без попытки поразить воображение зрителя внешними суперэффектами или экзальтацией.
Юрий Цуркану – человек тончайшей душевной организации, мастер полутонов. Он если и кричит, то шепотом, если и берет сочные краски, то разводит их водой до бледной акварели.
Только так и можно, наверное, говорить о щемящем одиночестве, передавать ощущение «никомуненужности», которыми пронизаны и пьеса полувековой давности, и бытие людей двадцать первого века. Режиссерский язык, которым он привык разговаривать с публикой глаза в глаза в камерных постановках малой формы, в «Ретро» становится чуть ли не притчевым. Духовные истины режиссер озвучивает тихим, спокойным, вкрадчивым голосом.

Волею феноменального (в своей глубокой пространственной безошибочности видения авторского замысла) сценографа Елены Дмитраковой персонажи помещены в бездушную (здесь нет души, здесь мучительно душно) квартиру. Мирок столичного деляги-антиквара совершенно непригоден для жизни. На ретро-кресло нельзя даже присесть, а на дорогущий ковер поставить видавшую виды кошелку – кощунство. Пользоваться дома столовыми приборами по всем правилам этикета – значит не получать никакого удовольствия от процесса поглощения домашней пищи. И так далее, и тому подобное.
Вроде дорого-богато, но ой как ядовито: металлические стебли борщевика, произрастающего обычно на безжизненных просторах и убивающего всё живое вокруг, – тот еще арт-объект в интерьере, место ему разве что в вычурной экспозиции какой-нибудь частной галереи. Под стать борщевику – несуразные в быту малогабаритной квартиры гигантские позолоченные рамы: они пусты, служат помпезным украшательством, а за ними маячит «дизайнерское решение» похлеще: черные обои с принтом в виде вульгарных химер, имитирующих поп-арт.

Говорящие костюмы от Ники Велегжаниновой – ее «фирменный стиль». Редчайшее, полузабытое умение подлинного театрального художника найти безукоризненные детали, способные сказать о персонажах больше, чем могли мечтать драматург с режиссером. В соавторстве с выверенными актерскими работами, с грамотной сценической речью, с неслучайной индивидуальной пластикой и мимикой каждого персонажа костюмы здесь довершают объемные узнаваемые образы героев.
И домашние, и «на выход» одеяния главного героя Николая Михайловича Чмутина (Александр Сулимов) унылы – что застиранные рубашечки, что костюмчик на любой случай. Такое носят дедушки, которым уютнее всего дремлется на стареньком продавленном диване. Таким помятым выглядит утомленный ангел, таким мягким капризным деревенским говорком бормочет давно ссутулившийся домовой.

Морально устаревший кримпленовый костюмчик, одинокая нитка жемчуга, шляпка-таблетка с вуалеткой Дианы Владимировны Барабановой (Светлана Письмиченко) выдают женщину обессилевшую, но духом не упавшую. Неисправимая идеалистка, она некогда вела жизнь возвышенную, а нынче подрабатывает ночным вахтером, чтобы помочь непутевому сыну.
Нина Ивановна Воронкова (Ирина Ракшина) – медсестра-сиделка в доме скорби – оммаж Нонне Мордюковой, героине фильма Никиты Михалкова «Родня»: завивка «мелким бесом», дурацкие бусы, дородная фигура упрятана в аляповатые платья из штапеля, разношенные туфли надеты на носочки, в бездонной сумке – склад нужного и полезного на всякий случай.
Бесподобная Роза Александровна Песочинская (Лариса Луппиан), даром что ветеран сцены и балерина на пенсии, олицетворяет пушкинскую, ветшающую на глазах, но некогда блистательную полувоздушную танцовщицу, на стыке карикатурности и эфемерности.

И если упрощенно разграничить «отцов и детей» в спектакле на два поколенческих подхода к ролям, то Марианна Коробейникова играет Людмилу, дочь Николая Михайловича, полевым, но увядающим цветком, бодрящейся, но измотанной 40-летней москвичкой из «понаехавших» и «зубами зацепившихся». А Олег Сенченко рисует своего антиквара-скупщика Леонида, мужа Людмилы, несколько карикатурным условным «новым русским» тоже не первой свежести. Оба они работают честно, хорошо, добротно, существуют на грани нервного срыва, но подозрительно напоминают персонажей одного из бесчисленных и проходных сегодняшних сериалов.
Применительно же к «старой гвардии» вспоминается горькая шутка: «Советские актеры в советских фильмах с каждым годом играют всё лучше и лучше...». Заслуженные и народные артисты России демонстрируют здесь всё то прекрасное, высококлассное и достойное, что матерыми профессиональными кинодеятелями (и насмотренными зрителями из числа поклонников и знатоков театра и кино века минувшего) принято саркастически называть «уходящей натурой». И в этом смысле спектакль «Ретро», говоря на молодежном сленге, конечно же, олдскульный. Он отсылает к исчезающей, утекающей как песок сквозь пальцы, практически утраченной системе подлинных ценностей. Да, это совершенно не модная штука, она не в тренде, но без нее катастрофически рушатся мир вокруг и гармония внутри.
+Мария Кингисепп
28.02.2025
Фотографии Юлии Смелкиной, предоставлены пресс-службой Театра им. Ленсовета