И лишь молчание понятно говорит…

30 мая и 7 июня на сцене Культурного центра «Марьина роща» в Москве состоялась премьера очередного спектакля независимого любительского театра «Чибис» под названием «Невыразимое». На этот раз в фокусе интереса режиссера и основателя театра Алены Фокеевой и продюсера Елизаветы Лагутиной оказались поэтические тексты XX и XXI вв. – причем, иногда малоизвестные – и это было принципиальным в выборе материала.
По словам авторов спектакля, точкой отсчета замысла новой постановки стало одноименное стихотворение Василия Жуковского и поэтические «ответы» на него Федора Тютчева, Афанасия Фета, Иосифа Бродского и других. Их поэтическое наследие соединяется с работами других авторов (Василий Бородин, Дмитрий Данилов и др.) средствами физического театра, саундрамы и другими приемами современного экспериментального театра, создавая общее пространство …размышлений.
Размышлений о том, возможно человеку ли до конца понять самого себя. Понять и выразить – то самое «моё», намеренно отделенное в написании названия спектакля на афише – которое для каждого из нас будет – своим. Не вырази – моё – раз и своё не умеешь выразить: есть в этом какая-то (неприятная) правда…

Взяв за основу основную концепцию в семиотике «Означающее не равно означаемому», которая объясняет различие между формой знака (означающим) и идеей, которую он представляет (означаемым); и философское осмысление невозможности достоверно передать внешнюю и внутреннюю реальность при помощи слов, режиссер выстраивает на лаконично оформленной сцене – не имеющей, к слову, четкого театрального отделения от зрителей – действо из довольно условно ассоциативно связанных между собой стихотворных текстов. Говорящих, в сущности, об одном – можешь ли ты до конца понять хотя бы самого себя? – Нет, – отвечают авторы спектакля вслед за поэтами двух веков. Логично, что на вопрос о том, сможем ли мы в таком случае доверять кому-то другому, даже близкому, – в постановке невыразимо (!) звучит тот же ответ.
Темы ментального здоровья и одиночества человека в толпе поднимаются и любительскими, и профессиональными театрами не один десяток лет, но именно в последние годы по понятным причинам тема эта обострилась до предела и, что называется, витает в воздухе. Так же, как и проблема повышенной тревожности и ее негативного влияния на общее состояние человека и, безусловно, на межличностные отношения.
Структурно спектакль разделен на четыре смысловые части, представляющие человека в социуме, с близким кругом людей и наедине с собой. Но суть одна – вагоне ли метро, «извиваясь ночью на простыне» в собственной спальне, или выпивая на прокуренной кухне в компании близких друзей – какая-то часть человека всегда остается одинокой. Об этом, в сущности, написаны все самые сильные произведения мировой литературы – исследование человеческого одиночества (в толпе ли, нет ли) ведутся людьми искусства не один век.
Многие стихи произносятся апарт – как попытка выхода из «матрицы» ситуации.

Из темного вагона метро, где каждое человеческое столкновение – вынужденное – происходит в закрытом пространстве, выйти из которого выйти можно только в строго определенные моменты времени. А, если вагон останавливается в тоннеле, уровень тревожности подскакивает до запредельного, провоцируя болезненные фантазии в том, «как умирают машинисты метро».
Из сокровенного пространства спальни, в которой проживается весь возможный спектр – от женской истомы и материнства, сестринства и дружбы – до горя брошенности.
Из обреченного кухонного опьянения…
В финальном блоке «Мы?» в спектакле неожиданно включается интерактив со зрителями, обрывающийся довольно быстро и не очень логично – впрочем, это можно списать на премьерные недоработки, которым в будущем предстоит быть додуманными и доведенными до логической стройности.
А потом экран, служивший до этого то вагонным монитором, то простыней, то скатертью, – «оживает», превращаясь в импровизированную сцену для персонажей театра теней, рвущихся из-за него в реальную жизнь.
И в реальность сойдут с него живые люди. А поезд метро, принудительно собравший их в одном пространстве на час-двадцать, превратится в игрушку, закольцовывающую действие визуально и тематически.

Случился ли выход?
Удалось ли выразить?
Ответ – за публикой.
В создании спектакля принимали участие: Режиссер — Алена Фокеева Композитор — Рина Родионова Декоратор — Мария Качалина Видеографы — Александра Белкина, Дарья Самойлова, Андрей Белкин Актеры: Елизавета Лагутина, Яна Либина, Лариса Стебенева, Оксана Бондаренко, Наталья Суслова, Ксения Фонарева, Ирина Обудовская, Олег Овчаренко, Рина Родионова, Мария Качалина, Александра Белкина, Дарья Самойлова.
Театр «Чибис», который в своих постановках исследует связь между театральным и поэтическим высказыванием, и ищет точки соприкосновения между каноническими, фольклорными и современными текстами, в текущем году планирует принять участие в программе кэмпов на фестивале «Архстояние» со спектаклем «Татьяны» по мотивам Пушкинского «Евгения Онегина».
+Татьяна Печегина
Фотографии: Зарина Габдрахманова