Профессор рисует
 
Уникальная выставка “Профессор рисует” в Санкт-Петербурге объединит искусство и морфологию и представит искусство Татьяны Павловой сквозь призму медицины.
Август подарил миру плеяду великих ученых, чья деятельность расширила наше понимание биологии, медицины и лечебного дела. Рожденные в этом месяце Ламарк, Флеминг, Мишер и Лавуазье совершили открытия, изменив сам способ познания жизни. Их исследования в области эволюции и молекулярных основ наследственности, химических реакций и борьбы с инфекциями вывели науку на новый виток развития.
Ввиду этих событий галерея AVART открывает трибьют-выставку, представляя живопись знаменитого профессора, доктора медицинских наук, нашей современницы Татьяны Васильевны Павловой.
 
В камерном зале будут размещены полотна, вдохновленные собственной профессиональной деятельностью Павловой, заведующей кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова.
Пересечение медицинской и художественной практик – явление не новое. В греческой мифологии Аполлон был богом врачевания, а также покровительствовал искусствам. В Древнем Египте врачи служили писцами и художниками. А в XV веке живописцы, ищущие материалы для творчества, и врачи, находящиеся в поиске лекарств, пересекались в аптеках и завязывали плодотворное сотрудничество. Очевидно, что переплетение искусства и медицины имеет долгую и богатую историю.
 
Наука не может быть сведена к формальной, логической системе или методу – наука, применяемая в медицине, должна дополняться творчеством, интуицией и ? самое главное – эмпатией. Врачи и художники в равной степени пытаются понять мотивацию, стоящую за тем, что люди говорят и делают, их страхи, надежды и устремления. Искусство может позволить открыть самих себя заново.
Художник и врач Карл Густав Карус, благодаря научной подготовке и способности наблюдать и анализировать, смог тщательно исследовать природу, оставляя на холсте визуальные, эмоциональные и духовные образы окружающего мира. Живопись Татьяны Павловой проникнута мистицизмом, отражает стремление к глубокому поиску связи со вселенной и собственной натурой. Ее картины, как и живопись Каруса, воспроизводят индивидуальный опыт и субъективную интерпретацию автора.
Живопись Павловой – искусство, способное создать новый мир, состоящий из первоэлементов, в котором точка может быть вселенной, а вселенная может стать точкой.
 
Медицина пытается определить ту неуловимую составляющую, которую искусство привносит в процесс исцеления, но эта субстанция ускользает от точных формулировок. Искусство говорит языком аллюзий - оно символично, метафорично, многозначно. Именно оно создаёт то, что философ Кэлвин Зеервельд назвал "миллиардом мимолетных связей" ? тех тончайших ассоциаций, которые иначе остались бы невидимыми. В такие моменты реальность, окутана, поэтической дымкой. Она приоткрывает нам обещание всеобъемлющей теории бытия. Ведь красота, в самом деле, обладает спасительной силой.
 
Татьяна Павлова — признанный морфолог, автор множества научных трудов, педагог с многолетним стажем. И при этом — самобытный художник. Не имея академического художественного образования, она создает яркие, экспрессивные, концептуально насыщенные полотна, вдохновлённые не абстракциями, а реальным микромиром живых организмов — клетками, их жизнью, формами и взаимодействиями.
«Профессор рисует» в галерее Алины Исаевой и Виктории Базыкиной AVART – это визуальное размышление о внутренней архитектуре жизни, сплав точного научного знания и свободы художественного выражения. Это взгляд морфолога, способного увидеть в биологических структурах поэзию и ритм.
Экспозиция включает более дюжины живописных работ, среди которых: абстрактные композиции, напоминающие микроскопические срезы тканей, изображения, ассоциирующиеся с делением клеток, их мутациями и регенерацией, символические фигуры, стилизованные образы глаз, птиц, тел, контуров — как аллюзии на движение жизни, наблюдение, внутреннюю трансформацию.
Картины Павловой отличаются насыщенным цветом, ритмичной структурой и ощущением пульсации. Они не столько иллюстрируют биологию, сколько переводят язык клеток и тканей в художественный опыт, в медитативное созерцание.
 
Выставка открывает уникальное пространство между точной наукой и художественной интуицией. Время, ритмы, циклы, жизнь и смерть, структурность и случайность — всё это присутствует на холстах, созданных рукой учёного и душой художника.