МАРК ВАРШАВЕР: «СЛУЖЕНИЕ «ЛЕНКОМУ МАРКА ЗАХАРОВА» – ДЛЯ МЕНЯ ГЛАВНАЯ НАГРАДА»
С 24 сентября по 1 октября в Санкт-Петербурге пройдут долгожданные «Большие гастроли» легендарного «Ленкома Марка Захарова», организованные Росконцертом по Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации.
Директор Московского «Ленкома Марка Захарова» Марк Борисович Варшавер – личность в театральном мире легендарная. Театр в его понимании – важнейшая государственная структура, в которой идет сложный процесс формирования духовной жизни общества. Недавно он отметил юбилей, как обычно, на рабочем месте, куда он приходит ежедневно уже 43 года. И на вопрос, как ему удается держать столь блестящую физическую форму, отшучивается: «Это фитнес и нерушимая любовь к «Ленкому». На «историческом крыльце» во дворе театра восседают два скульптурных изваяния львов. В театре все знают, что они тезки – два Марка. Они охраняют театр, сформированный не только режиссерским гением Марка Захарова, но и директорско-продюсерским феноменом Марка Варшавера, который принял незамедлительное решение о присвоении «Ленкому» имени Марка Захарова сразу после ухода своего друга и идеолога театра.
– В Санкт-Петербурге 24 сентября открываются большие гастроли театра «Ленком Марка Захарова». Что связывает руководимый вами театр с Санкт-Петербургом?
– Очень многое! Для любого творческого коллектива такого уровня, как «Ленком», театральный Ленинград-Петербург играет огромную роль. Трудно представить себе наш театральный мир без того наследия, которое подарил всем ваш город. Трудно переоценить уникальный вклад великих личностей северной столицы в развитие русского театра. С огромным волнением и удовольствием вспоминаю многочисленные гастроли, которые я проводил в Ленинграде, в том числе в конце 1980-х годов, когда спектакли «Ленкома» игрались на трех-четырех площадках одновременно. При средней зарплате 100 рублей билет на спектакль стоил 1 р. 80 копеек, а сейчас, к сожалению, при средней зарплате 50-60 тысяч билет на популярные спектакли «Ленкома» стоит в среднем 5000 рублей. Тем не менее, для нас огромное счастье накануне 95-летия театра представить петербургским зрителям лучшие спектакли «Ленкома Марка Захарова» с участием ведущих артистов. Уверен, что Санкт-Петербург (Ленинград) дорог каждому «ленкомовцу», у всех нас с этим прекрасным городом связаны свои личные воспоминания.
– Марк Борисович, в марте вы отметили юбилей. С возрастом человек становится глубже и мудрее, начинается время подведения итогов. Вы имеете многочисленные государственные звания и награды, престижные театральные премии. Какая награда для Вас самая главная?
– Боюсь показаться банальным, но главной наградой считаю 43 года работы в нашем любимом, легендарном театре. Он был когда-то «Театром рабочей молодежи», затем «Театром Ленинского комсомола», просто «Ленкомом». А теперь, по моей инициативе, поддержанной на всех уровнях, театр носит имя блестящего режиссера Марка Захарова, чьи постановки вошли в историю мирового театра. Самая большая награда для меня – каждый день приходить на улицу Малая Дмитровка, 6 и заниматься любимым делом. Театр – это не только сцена, игра актеров, аплодисменты, овации, цветы. Директор – это та часть работы, которая зрителям не видна, но без которой не будет театра. Для настоящего директора не существует слов «это невозможно». А уж при Марке Анатольевиче, который сам и предложил мне стать директором Ленкома, – тем более.
– Два года назад Вы решили восстановить уникальный спектакль «Поминальная молитва». Часто приходится слышать, что Марк Захаров не хотел возобновлять постановку после ухода из жизни Евгения Леонова.
– Это не совсем так. После ухода из жизни Евгения Павловича главную роль играл Владимир Стеклов. Он ушел из театра, и Захаров пригласил на роль Тевье Армена Джигарханяна. Все было готово к показу в новом составе, но в последний день репетиций Джигарханян отказался играть. Вероятно, это стало для Захарова поводом не возвращать спектакль в репертуар. Даже не представляете, как часто я просил Марка Анатольевича о восстановлении. С этой же просьбой обращался к нему и автор гениальной, с моей точки зрения, музыки к спектаклю Михаил Глуз. Мы получали огромное количество просьб от зрителей о возвращении легендарного спектакля. Сегодня мы видим, что поступили правильно, доказательство тому – аншлаги, овации и слезы зрителей, восторженные рецензии, выдающиеся актерские работы. Этот спектакль – дань памяти всем создателям постановки, которых уже нет с нами. А для молодых артистов – большая школа, актерская и человеческая. «Поминальная молитва» – общенациональное произведение о людских судьбах, о Человеке, о том, что не важно, какой ты национальности. Их только две: хороший человек и плохой. При жизни надо делать добро, понимаете, при жизни.
– Как вы отвечаете критикам, которые сравнивают сегодняшние премьеры «Ленкома» с захаровскими спектаклями?
– Театр – это не музей, а живой организм, он должен развиваться. Любой театр переживает разные периоды жизни. Безусловно, мы не сможем выпускать точно такие спектакли, какие ставил Марк Анатольевич. Да и не нужно. Необходимо удержать любовь зрителя, создавая постановки, которые будут дороги нашим давним зрителям и интересны новой публике. Мы открываем новый сезон 2 сентября премьерой «Последний поезд» в постановке известного режиссера Антона Яковлева, который недавно был назначен художественным руководителем Театра им. Н.В. Гоголя. В спектакле играют Виктор Раков, Анна Якунина, Владимир Юматов, Олеся Железняк и еще 10 ведущих артистов. В октябре зрители увидят «Старомодную комедию» по Алексею Арбузову, где главные роли исполнят Олеся Железняк и Игорь Бочкин. Спектакль ставит режиссер Роман Самгин – ученик Марка Захарова.
В начале февраля планируем выпустить «Бег» по пьесе Михаила Булгакова в постановке Александра Лазарева. Кстати, именно он был режиссером возобновления «Поминальной молитвы».
– Вы решили ввести второй состав во многие спектакли «Ленкома». Почему вы приняли такое решение?
– За 3 года после ухода Марка Захарова театр, по моему решению, осуществил 161 ввод. И за этими цифрами – жизнь и творчество десятков талантливейших артистов. Я сам артист по образованию, очень люблю артистов и не понаслышке знаю, как важно вовремя начать творческую жизнь, а не засиживаться на «скамейке запасных». Именно поэтому принял решение ввести молодежь в ключевые репертуарные спектакли, создать вторые составы. Ведь и прежде в театре нередко происходили замены спектаклей из-за болезни артистов, а нынче, за долгих два с половиной года пандемии, было важно не обмануть ожидания зрителей, которые приходят на конкретный спектакль. Например, заболевает артист, и мы пишем: сегодня вместо объявленного спектакля «Вишневый сад» пойдет «Юнона и Авось». Приходит зритель, заранее купил билет за большие деньги, а ему дают то, что он уже 10 раз видел. Неправильно это. Мне говорят, нельзя заменить, например, Збруева. А его и не надо заменять. Но чтобы «вырастить» второго Збруева, артист должен на сцену выходить, а не стоять за кулисами... Збруев как Збруевым стал? Играя в театре, снимаясь в кино. К слову сказать, сам Александр Викторович первый понял и поддержал это решение! Сколько новых имен мы открыли. Дали дорогу талантливым ребятам и на сцену, и в кинематограф.
– О созданных Вами условиях для артистов ходят легенды. Это и фитнес-центр, и бесплатные завтраки с обедами, и первоклассная поликлиника для сотрудников театра, и дачный комплекс в элитном Подмосковье, и доплаты к актерским окладам за каждый выход на сцену. Артисты «Ленкома» ценят такое отношение?
– А меня это не волнует. Я что, должен спросить: «Вы цените меня?» Тогда мне здесь делать нечего, я не должен здесь находиться, если жду, чтобы мои поступки оценивали. Я делаю так, потому что по-другому не умею, это мое кредо.
– Какие планы у Алексея Франдетти, только что назначенного главным режиссером «Ленкома»?
– Должность художественного руководителя, которая была создана в «Ленкоме» специально для Марка Захарова, упразднена. Полагаю, это обосновано. Невозможно найти человека, который мог бы его заменить. Департамент культуры предложил мне несколько кандидатур на должность главного режиссера, я выбрал Алексея, потому что он мне симпатичен и как режиссер, и как личность. Он ставит прекрасные музыкальные спектакли. А труппа в «Ленкоме» – музыкальная, поющая и танцующая. Надеюсь, интересы театра и режиссера совпадут. Но пока у Алексея много обязательств на стороне, которые он должен выполнить. А в следующем календарном году у него есть планы поставить музыкальный спектакль, посвященный Владимиру Маяковскому. Но пока не буду раскрывать всех секретов.
– 27 октября «Ленком» отметит 95-летие. Как будете праздновать?
– В театре готовится грандиозное театрализованное представление «Хрустальная Турандот». Кроме того, в трех фойе будет развернута масштабная выставка «Ленком. Без пяти сто». Мы обновили портретную галерею наших дорогих легендарных мастеров. По уникальной 3D-технологии созданы портреты тех людей, чьи имена вошли в золотой фонд театра. Среди них – Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Леонид Броневой, Олег Янковский, Николай Караченцов, Александр Абдулов, Григорий Горин, Олег Шейнцис и другие. Здесь же великие мастера, работавшие в театре много раньше: Иван Берсенев, Софья Гиацинтова, Николай Симонов. Ну и, конечно, Марк Захаров, имя которого носит наш театр и у портрета которого всегда живые цветы.
Интервью подготовлено литературно-драматургической частью театра «Ленком Марка Захарова»