МАРК ВАРШАВЕР: «СЛУЖЕНИЕ «ЛЕНКОМУ МАРКА ЗАХАРОВА» – ДЛЯ МЕНЯ ГЛАВНАЯ НАГРАДА»

С 24 сентября по 1 октября в Санкт-Петербурге пройдут долгожданные «Большие гастроли» легендарного «Ленкома Марка Захарова», организованные Росконцертом по Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации.

Директор Московского «Ленкома Марка Захарова» Марк Борисович Варшавер – личность в театральном мире легендарная. Театр в его понимании – важнейшая государственная структура, в которой идет сложный процесс формирования духовной жизни общества. Недавно он отметил юбилей, как обычно, на рабочем месте, куда он приходит ежедневно уже 43 года. И на вопрос, как ему удается держать столь блестящую физическую форму, отшучивается: «Это фитнес и нерушимая любовь к «Ленкому».  На «историческом крыльце» во дворе театра восседают два скульптурных изваяния львов. В театре все знают, что они тезки – два Марка. Они охраняют театр, сформированный не только режиссерским гением Марка Захарова, но и директорско-продюсерским феноменом Марка Варшавера, который принял незамедлительное решение о присвоении «Ленкому» имени Марка Захарова сразу после ухода своего друга и идеолога театра.

 

– В Санкт-Петербурге 24 сентября открываются большие гастроли театра «Ленком Марка Захарова». Что связывает руководимый вами театр с Санкт-Петербургом?

– Очень многое! Для любого творческого коллектива такого уровня, как «Ленком», театральный Ленинград-Петербург играет огромную роль. Трудно представить себе наш театральный мир без того наследия, которое подарил всем ваш город. Трудно переоценить уникальный вклад великих личностей северной столицы в развитие русского театра. С огромным волнением и удовольствием вспоминаю многочисленные гастроли, которые я проводил в Ленинграде, в том числе в конце 1980-х годов, когда спектакли «Ленкома» игрались на трех-четырех площадках одновременно. При средней зарплате 100 рублей билет на спектакль стоил 1 р. 80 копеек, а сейчас, к сожалению, при средней зарплате 50-60 тысяч билет на популярные спектакли «Ленкома» стоит в среднем 5000 рублей. Тем не менее, для нас огромное счастье накануне 95-летия театра представить петербургским зрителям лучшие спектакли «Ленкома Марка Захарова» с участием ведущих артистов. Уверен, что Санкт-Петербург (Ленинград) дорог каждому «ленкомовцу», у всех нас с этим прекрасным городом связаны свои личные воспоминания.

 

– Марк Борисович, в марте вы отметили юбилей. С возрастом человек становится глубже и мудрее, начинается время подведения итогов. Вы имеете многочисленные государственные звания и награды, престижные театральные премии. Какая награда для Вас самая главная?

– Боюсь показаться банальным, но главной наградой считаю 43 года работы в нашем любимом, легендарном театре. Он был когда-то «Театром рабочей молодежи», затем «Театром Ленинского комсомола», просто «Ленкомом». А теперь, по моей инициативе, поддержанной на всех уровнях, театр носит имя блестящего режиссера Марка Захарова, чьи постановки вошли в историю мирового театра. Самая большая награда для меня – каждый день приходить на улицу Малая Дмитровка, 6 и заниматься любимым делом. Театр – это не только сцена, игра актеров, аплодисменты, овации, цветы. Директор – это та часть работы, которая зрителям не видна, но без которой не будет театра. Для настоящего директора не существует слов «это невозможно». А уж при Марке Анатольевиче, который сам и предложил мне стать директором Ленкома, – тем более.

 

– Два года назад Вы решили восстановить уникальный спектакль «Поминальная молитва». Часто приходится слышать, что Марк Захаров не хотел возобновлять постановку после ухода из жизни Евгения Леонова.

Это не совсем так. После ухода из жизни Евгения Павловича главную роль играл Владимир Стеклов. Он ушел из театра, и Захаров пригласил на роль Тевье Армена Джигарханяна. Все было готово к показу в новом составе, но в последний день репетиций Джигарханян отказался играть. Вероятно, это стало для Захарова поводом не возвращать спектакль в репертуар. Даже не представляете, как часто я просил Марка Анатольевича о восстановлении. С этой же просьбой обращался к нему и автор гениальной, с моей точки зрения, музыки к спектаклю Михаил Глуз. Мы получали огромное количество просьб от зрителей о возвращении легендарного спектакля. Сегодня мы видим, что поступили правильно, доказательство тому – аншлаги, овации и слезы зрителей, восторженные рецензии, выдающиеся актерские работы. Этот спектакль – дань памяти всем создателям постановки, которых уже нет с нами. А для молодых артистов – большая школа, актерская и человеческая. «Поминальная молитва» – общенациональное произведение о людских судьбах, о Человеке, о том, что не важно, какой ты национальности. Их только две: хороший человек и плохой. При жизни надо делать добро, понимаете, при жизни.

 

– Как вы отвечаете критикам, которые сравнивают сегодняшние премьеры «Ленкома» с захаровскими спектаклями?

– Театр – это не музей, а живой организм, он должен развиваться. Любой театр переживает разные периоды жизни. Безусловно, мы не сможем выпускать точно такие спектакли, какие ставил Марк Анатольевич. Да и не нужно. Необходимо удержать любовь зрителя, создавая постановки, которые будут дороги нашим давним зрителям и интересны новой публике. Мы открываем новый сезон 2 сентября премьерой «Последний поезд» в постановке известного режиссера Антона Яковлева, который недавно был назначен художественным руководителем Театра им. Н.В. Гоголя. В спектакле играют Виктор Раков, Анна Якунина, Владимир Юматов, Олеся Железняк и еще 10 ведущих артистов. В октябре зрители увидят «Старомодную комедию» по Алексею Арбузову, где главные роли исполнят Олеся Железняк и Игорь Бочкин. Спектакль ставит режиссер Роман Самгин – ученик Марка Захарова.

В начале февраля планируем выпустить «Бег» по пьесе Михаила Булгакова в постановке Александра Лазарева. Кстати, именно он был режиссером возобновления «Поминальной молитвы».

 

– Вы решили ввести второй состав во многие спектакли «Ленкома». Почему вы приняли такое решение?

За 3 года после ухода Марка Захарова театр, по моему решению, осуществил 161 ввод. И за этими цифрами – жизнь и творчество десятков талантливейших артистов. Я сам артист по образованию, очень люблю артистов и не понаслышке знаю, как важно вовремя начать творческую жизнь, а не засиживаться на «скамейке запасных». Именно поэтому принял решение ввести молодежь в ключевые репертуарные спектакли, создать вторые составы. Ведь и прежде в театре нередко происходили замены спектаклей из-за болезни артистов, а нынче, за долгих два с половиной года пандемии, было важно не обмануть ожидания зрителей, которые приходят на конкретный спектакль. Например, заболевает артист, и мы пишем: сегодня вместо объявленного спектакля «Вишневый сад» пойдет «Юнона и Авось». Приходит зритель, заранее купил билет за большие деньги, а ему дают то, что он уже 10 раз видел. Неправильно это. Мне говорят, нельзя заменить, например, Збруева. А его и не надо заменять. Но чтобы «вырастить» второго Збруева, артист должен на сцену выходить, а не стоять за кулисами... Збруев как Збруевым стал? Играя в театре, снимаясь в кино. К слову сказать, сам Александр Викторович первый понял и поддержал это решение! Сколько новых имен мы открыли. Дали дорогу талантливым ребятам и на сцену, и в кинематограф.

 

– О созданных Вами условиях для артистов ходят легенды. Это и фитнес-центр, и бесплатные завтраки с обедами, и первоклассная поликлиника для сотрудников театра, и дачный комплекс в элитном Подмосковье, и доплаты к актерским окладам за каждый выход на сцену. Артисты «Ленкома» ценят такое отношение?

– А меня это не волнует. Я что, должен спросить: «Вы цените меня?» Тогда мне здесь делать нечего, я не должен здесь находиться, если жду, чтобы мои поступки оценивали. Я делаю так, потому что по-другому не умею, это мое кредо.

 

– Какие планы у Алексея Франдетти, только что назначенного главным режиссером «Ленкома»?

– Должность художественного руководителя, которая была создана в «Ленкоме» специально для Марка Захарова, упразднена. Полагаю, это обосновано. Невозможно найти человека, который мог бы его заменить. Департамент культуры предложил мне несколько кандидатур на должность главного режиссера, я выбрал Алексея, потому что он мне симпатичен и как режиссер, и как личность. Он ставит прекрасные музыкальные спектакли. А труппа в «Ленкоме» – музыкальная, поющая и танцующая. Надеюсь, интересы театра и режиссера совпадут. Но пока у Алексея много обязательств на стороне, которые он должен выполнить. А в следующем календарном году у него есть планы поставить музыкальный спектакль, посвященный Владимиру Маяковскому. Но пока не буду раскрывать всех секретов.

 

27 октября «Ленком» отметит 95-летие. Как будете праздновать?

– В театре готовится грандиозное театрализованное представление «Хрустальная Турандот». Кроме того, в трех фойе будет развернута масштабная выставка «Ленком. Без пяти сто». Мы обновили портретную галерею наших дорогих легендарных мастеров. По уникальной 3D-технологии созданы портреты тех людей, чьи имена вошли в золотой фонд театра. Среди них – Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Леонид Броневой, Олег Янковский, Николай Караченцов, Александр Абдулов, Григорий Горин, Олег Шейнцис и другие. Здесь же великие мастера, работавшие в театре много раньше: Иван Берсенев, Софья Гиацинтова, Николай Симонов. Ну и, конечно, Марк Захаров, имя которого носит наш театр и у портрета которого всегда живые цветы.

 

Интервью подготовлено литературно-драматургической частью театра «Ленком Марка Захарова»