XXXV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ»

Юбилейный XXXV Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» пройдет с 5 по 18 октября. Его девиз – «Место силы» подчеркивает, что за 35 лет фестиваль действительно стал местом силы и для творцов, представлявших на нем свои работы, и для публики, и для всех ценителей театра. Его творческая энергия из года в год помогала мастерам сцены проявлять максимум возможностей, а новому поколению – находить своего зрителя.

В этом году программа собрала на одной площадке режиссеров и театры самых разных направлений, чтобы осмыслить пройденный путь, обозначить планы на будущее и вновь объединить в «месте силы» своих друзей и творческих единомышленников.

5 октября

«С грозными очами, с острым кулаком девушка-богатырь Кыыдаан» 18+

Режиссер – з.д. искусств Республики Саха (Якутия) Сергей Потапов

Национальный театр танца Республики Саха (Якутия) им. С.А. Зверева – Кыыл Уола (Якутск)

Большая сцена

Пластико-хореографический перформанс поставлен по мотивам редкого якутского эпоса, рассказанного народным певцом и сказителем С.А. Зверевым (Кыыл Уола) в 1943 году. Героический эпос раскрывается через шаманский ритм, архаичную и современную пластику, живую музыку и народное якутское пение – тойук. Древний сюжет становится визуальной поэмой, рождающейся на стыке традиционных этнических мотивов и современного театрального эксперимента.

Режиссер Сергей Потапов хорошо знаком театральному петербургскому зрителю. Его работы с успехом идут на сценах разных театров, в том числе «Балтийского дома». Для него, потомственного якутского «шамана», этот спектакль – и вызов себе, и возвращение к истокам, и личный художественный диалог режиссера с легендарным сказителем. Именно этим спектаклем, в котором скрыты древние коды народа саха, откроется фестиваль.

7 октября

«Женитьба» 16+

Режиссер – Евгений Марчелли

Государственный академический театр имени Моссовета

Большая сцена

Один из старейших театров Москвы, не так давно отметивший свой столетний юбилей, представит одну из самых громких премьер последнего московского театрального сезона. В ней есть все: и юмор, и продуманные до мелочей, узнаваемые, но лишенные карикатурности персонажи, которые сегодня смотрятся все также современно, как и почти 200 лет назад; и нежная, совсем юная невеста; и сценография, потрясающая своей образностью, изысканностью и стилем; и даже удивительной красоты хор.

9 октября

«?лпан» 16+

Режиссер – Гульназ Балпеисова

Казахский государственный академический театр для детей и юношества им. Габита Мусрепова (Алматы, Казахстан)

Большая сцена

Один из ведущих театральных коллективов Казахстана в 2025 году отметил свой 80-летний юбилей, «?лпан» называют визитной карточкой театра. Это произведение, отражающее не только красивую женскую натуру, но и драма, описывающая жизненный путь казахского народа, правдиво рассказывающая о том, как изменялась степная жизнь под влиянием истории. Люди, населяющие роман Габита Мусрепова, жили на севере нынешнего Казахстана больше ста лет назад, а главное внимание автора отдано молодой женщине незаурядного характера и необычной судьбы – Улпан. Смелая и решительная, она сумела переменить судьбу своего народа. Зрители пройдут вместе с героиней всю ее жизнь, от легкого детства до времени, когда она станет матерью для всей страны. В спектакле звучат мировые рок-хиты, он удивляет и музыкой, и вокальными работами, и необычной сценографией.

10 октября

«Я – Гамлет. Ошибка» 16+

Режиссер – Татьяна Тарасова

Мастерская Олега Кудряшова (ГИТИС, Москва)

91 комната

Фестиваль «Балтийский дом» и Российский институт театрального искусства (ГИТИС) связывает давняя дружба. Его постановки часто входили в фестивальную программу, в этом году зрители увидят новую версию «Гамлета» Татьяны Тарасовой. Спектакли этого режиссера нередко выходят за пределы вузовских стен, «Я – Гамлет. Ошибка» стал значимым событием в современной театральной жизни. Помимо самой шекспировской пьесы, в литературную основу спектакля вошли тексты Хайнера Мюллера, Ингмара Бергмана, Яна Фабра, драматурга Екатерины Златорунской и самостоятельные размышления студентов. В постановке – два Гамлета и две Офелии. У этих героев разные версии на проживаемые трагические обстоятельства. Здесь нет второстепенных персонажей, каждый герой усиливает смысловую нагрузку, заложенную Шекспиром, и стремится разорвать круг бесконечных воспоминаний и принятых решений. Удастся ли это героям? Решать зрителям.

11 октября, 12 октября

«Гамлет»

Режиссер – Пу Цуньсинь

Театр Тибетского автономного округа

Большая сцена

Священный Тибет – легендарное место силы, с древними монастырями и храмами, куда приезжает множество людей, желающих обрести свой духовный путь. Тибетская земля закрыта для внешнего мира. Впервые в истории не только театрального Петербурга и фестиваля «Балтийский дом», но и всего мирового театра произойдет редчайшее событие: театр из Тибета приедет на гастроли в Россию. Это его первый выезд за границы Китайской Народной республики.

Режиссер Пу Цуньсинь – ведущий актер Народного театра Пекина, председатель Ассоциации китайских драматургов. Талантливые актеры спектакля – его ученики, выпускники тибетского класса театрального факультета Шанхайской театральной академии. Уже более 60 лет академия набирает студентов из Тибета с выдающимися актерскими способностями. После обучения они становятся послами искусства и культуры региона. Так появилась и адаптация «Гамлета». Молодые артисты интерпретировали классику мировой литературы сквозь призму тибетского языка, поэзии и музыки. Спектакль соединяет в себе традиционную тибетскую и классическую шекспировскую культуру, а тибетские этнические элементы делают его уникальным явлением в театральном мире.

13 октября

«Шрок Мариам» 16+

Режиссер – Амин Калтум

Театр Гильгамеш (Королевство Бахрейн)

Малая сцена

В этом году Россия и Бахрейн отмечают 35-летие установления дипломатических отношений. Культура Бахрейна соединяет в себе черты арабской, индийской и европейской традиций; эта уникальная особенность отражается и в его театральном искусстве.

Театр Гильгамеш – один из ведущих театров Бахрейна, который уже бывал на фестивале и успел влюбить в себя петербургских зрителей. Героиня постановки – «Шрок Мариам» родилась и сияла, как солнце, поэтому мать назвала ее Шрок, что означает «восход». Мариам несет в себе энергию жизни и жажды счастья вопреки всем трудностям. Находясь в середине жизни, женщина переосмысливает свое прошлое; она рассказывает о себе, начиная с детских лет. Жизненные ситуации, с которыми сталкивается Мариам, понятны любому человеку, в каком бы краю света он ни проживал. Помимо невероятно поэтического языка, спектакль наполнен культурной символикой, свойственной Бахрейну; он сопровождается традиционными песнями и фольклорными танцами.

13 октября

«Полная тишина» 16+

Режиссер – Абдулл Аль-Бакхри

Театр Гильгамеш (Королевство Бахрейн)

91 комната

Современных людей постоянно окружает шум, и не только бытовой, но и электронный, аудиовизуальный. О состоянии мира, в котором звук не прекращается никогда, и о трансформациях звука, когда даже голос человека автоматизируется, и рассказывает спектакль. Наушники, электрические провода, магнитные аудиозаписи – это те же персонажи, которые сталкиваются с духом актера и его живым телом. Хореография соединяется с визуальными и аудиосредствами, чтобы создать прекрасное видение, в котором переплетаются разные виды искусства.

14 октября

«Как я съел собаку»

Евгений Гришковец

Моноспектакль

Большая сцена

Первый моноспектакль Евгения Гришковца «Как я съел собаку», с которого началась его популярность, впервые был представлен на фестивале «Монокль». Театр-фестиваль «Балтийский дом» в некоторой степени стал стартовой площадкой для драматурга, режиссера и актера. «Как я съел собаку» – это, по словам автора и исполнителя, «универсальная история взросления человека». Спектакль-монолог содержит множество жизненных историй из детства и юношества героя. Евгений Гришковец рассказывает так, что каждый из зрителей воспринимает услышанное частью своего личного опыта.

15 октября

«Братья Карамжале» 16+

Режиссер – Раджат Капур

Компания Раджата Капура

Большая сцена

Театр Индии – уникальное явление, он соединяет в себе древние традиции и современность, отличается незабываемым колоритом. Впервые индийские театральные коллективы принимали участие в фестивале «Балтийский дом» в 2023 году, одним из главных открытий стал режиссер Раджат Капур, умеющий виртуозно превращать шекспировские трагедии в комедии. В этот раз публика увидит индийскую версию русской классики – легендарного романа «Братья Карамазовы».

16 октября

«Константин Райкин. Своим голосом» 12+

Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина

Большая сцена

Театр «Сатирикон» и его художественный руководитель, народный артист России Константин Райкин – давние друзья фестиваля. Показы спектаклей «Сатирикона» откроет поэтический моноспектакль «Константин Райкин. Своим голосом», в котором Константин Райкин исполняет стихи любимых поэтов. Этот спектакль уникален тем, что он никогда не повторяется, в нем всегда появляются новые имена и стихи. Каждый раз зрители видят премьеру, которая становится настоящим праздником поэзии и высочайшего актерского мастерства.

16 октября , 17 октября

«Сымон-музыка» 12+

Режиссер – заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Олег Жюгжда

Заслуженный коллектив Республики Беларусь «Гродненский областной театр кукол»

Малая сцена

Спектакль создан по мотивам поэмы Якуба Коласа «Сымон-музыка», над которой автор работал 12 лет. Столько же поэма ждала своего сценического воплощения в театре кукол. Создатели называют свой спектакль энциклопедией белорусской жизни. В постановке переплелись сюжетные мотивы поэмы белорусского классика и народной сказки, в нем звучит известное стихотворение Николая Гумилева «Волшебная скрипка».

18 октября

«Сирано де Бержерак» 16+

Режиссер – народный артист России Константин Райкин

Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина

Большая сцена

«Сирано де Бержерак» в «Сатириконе» – это фантазия вокруг героической комедии Эдмона Ростана, созданная Константином Райкиным и молодой командой театра.

Cирано – один из самых любимых театральных персонажей. Его противоречивый и яркий характер дает множество возможностей для создания самых разнообразных сценических версий. Константин Райкин и его ученики представят свой взгляд на славного поэта-романтика: «Мы делаем спектакль про человека, который живет из себя: так, как видит мир, – говорит режиссер. – Он гениальный поэт, он драчун, смельчак и может остановить спектакль и выйти один против всего зала, и при этом робеет перед красавицей и не верит, что она может его полюбить. Являясь умнейшим, остроумным, талантливейшим, он проигрывает во всем: и в карьере, и в семейной жизни. Вот такой неудачник-одиночка, на которого хочется во многом быть похожим. Сирано – это про красоту поражения».

Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Правительства и Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Фотографии предоставлены пресс-службой Театра-фестиваля "Балтийский дом"