«Сильва» сквозь слезы

11 и 12 октября на сцене Молодежного театра на Фонтанке прошли гастроли Воркутинского драматического театра им Б. А. Мордвинова. Петербургские зрители увидели спектакль по пьесам А. П. Чехова – «Милые бранятся – только тешатся!» в постановке главного режиссера театра Захара Комлева, и визитную карточку этого творческого коллектива – поэму о театре «Сильва. Дойти до премьеры».

Да здравствует любовь!

История Воркутинского драматического театра им. Б. А. Мордвинова началась в грозовом 1943 году спектаклем «Сильва». В тяжелейшие военные годы перенос на сцену ослепительной по красоте мелодий оперетты Имре Кальмана «Королева чардаша» стал подлинным актом жизни, сопротивлением смерти. Самое время вспомнить, что либретто Лео Штайна называлось «Да здравствует любовь!».

Милая водевильная история о любовных перипетиях Сильвы Вареску, примы будапештского варьете. Незамысловатый сюжет, запутанные коллизии: встречи, расставания, двойные помолвки, разочарования и смирения. Имре Кальман, признанный и любимый публикой, в разгар первой мировой войны пишет музыкальную феерию, призванную утешить австро-венгерскую публику, удрученную тем, что их страна вступила в военный конфликт. Пока 38 стран бьются на военных плацдармах за передел мира, на сцене «Штраус-театра» в ноябре 1915 блистает великолепный актерский ансамбль. Отдельные соло-партии персонажей вплетены в изящный узор общего музыкального рисунка оперетты, гений маэстро Кальмана создал новую сенсацию, публика очарована и воодушевлена. «Королева чардаша» — это настоящее кружево, изящное, завораживающее своей мелодической легкостью и выразительностью. Национальный венгерский танец чардаш стал основой для оперетты, его ритмоинтонации сообщают произведению энергию и ритмичность. В новом творении Кальмана есть все, что хотя бы на пару часов способно заглушить в человеческом сознании призрак войны. В Российской империи премьера оперетты состоялась в 1916 году под новым названием «Сильва». На фоне военных действий двух империй – Российской и Австро-Венгерской – посыл оперетты «Да здравствует любовь» звучал как призыв к миру.

Возможно, именно поэтому «Сильва» была выбрана в качестве первой постановки зарождающегося Воркутинского музыкально-драматического театра в 1943 году. В ту пору Воркута была небольшим шахтерским поселком, население которого составляли гулаговские политзаключенные. Некоторые из них влились в труппу «самого северного театра». Он родился из кружка художественной самодеятельности при Воркутлаге. Своим появлением театр обязан начальнику «Воркутстроя» НКВД Михаилу Мальцеву, который, вступив в должность в 1943 году, вложил много сил в его создание. 8 августа 1943 года он подписал приказ о создании театра и утвердил труппу в составе 23 человек, они-то и стали ядром первой актерской труппы. Театр получил название крепостного, потому что в конце рабочего дня его актеры отбывали под конвоем обратно в лагерь, до которого было три с половиной километра. Художественным руководителем и режиссером был Борис Мордвинов — бывший художественный руководитель Большого театра СССР, попавший в Воркутлаг по 58 статье.

Репетиции шли в тяжелейших условиях. Экстремальный холод, постоянный голод артистов, режиссера и административно-технического персонала театра, болезни и довлеющая над большинством из них участь политзаключенных не смогли сломить их мужества. Премьера «Сильвы» состоялась 1 октября 1943 года и была сродни подвигу. В ее рождении принимали участие Наталья Глебова, Борис Козин, Вера Пясковская, Борис Дейнека, супруги Пилацкие и другие.

«И каждый день на шаг ближе к свету…»

14 октября 2023 года в Воркутинском драматическом театре им. Б. А. Мордвинова состоялась премьера спектакля «Сильва. Дойти до премьеры» по пьесе современного автора Сергея Коробкова. У спектакля есть подзаголовок – Поэма о театре. По сути, это биография Воркутинского театра, облаченная в сценическую форму, рассказ о том, как 82 года тому назад рождался этот творческий союз.

Автор пьесы и постановочная группа спектакля - режиссер Валерий Маркин, художник Екатерина Давыдова, хореограф Ангелина Комлева и артисты спектакля числом тридцать человек - создали мощное по воздействие обращение к зрителю сегодняшнего дня. Они не просто вместили реальные факты в канву спектакля, им удалось перенести на сцену ту одновременно гнетущую и вдохновляющую атмосферу, в которой рождался праздник по имени «Сильва» в 1943 году.

Пронзительное звучание спектакля основано на контрасте тематических сюжетов: изящная любовно-музыкальная история на фоне военно-лагерной трагедии. Так происходит постижение человеческой сути, когда страдающее от лишений тело спасается вдохновленным духом. Так заявляет о себе вера в тот далекий, едва брезжущий свет, ради которого актеры готовы на любые лишения.

Нынешние гастроли Воркутинского театра в Петербурге – явление знаковое, ведь кому как не Ленинграду, пережившему ужас блокады, дано понять ценность подвига воркутян, создавших храм искусства за Полярным кругом в разгар войны. Да и сам Молодежный театр, рожденный Владимиром Афанасьевичем Малыщицким в 1979 году как экспериментальная площадка для поиска новых театральных форм, о борьбе за творческую свободу знает не понаслышке. Театр как форма творческого содружества, реализует в сценической форме самые острые и злободневные тенденции общества. Об этом большинство спектаклей Молодежного театра и привезенный его побратимом, Воркутинским драматическим театром, спектакль «Сильва. Дойти до премьеры».

Сценическое решение спектакля строится на совмещении двух пространств – закулисья Воркутинского театра в годы Великой отечественной войны и мира кальмановской оперетты. Минималистично черный задник, тяжеловесный рояль, ваксово поблескивающий в левом углу авансцены, за ним – зингеровская машинка с ножным приводом, стрекот которой в соединении с чахоточным кашлем одного из героев спектакля создает угрюмую атмосферу военной реальности. На «зингерке» политзаключенные шьют лагерную одежду и постельное белье, хронически голодая, падая в обмороки, но не теряя веры в грядущую, спасительную для них премьеру «Сильвы».

Спектакль начинается. На авансцену выходит молодая уборщица (Изабель Монк). Изящная, как Одри Хепберн, она танцует и поет арию из оперетты «Королева чардаша». Волей режиссерского замысла к середине первого действия ей суждено перевоплотиться в очаровательную Стасси, так утверждается мысль о том, насколько сильна власть театра, способного обыденную реальность поднять до уровня театрального праздника. Уборщица становится прекрасной принцессой, жестяная кружка политзаключенного – хрустальным бокалом, коридоры гулаговского лагеря – воплощением прекрасной мечты – ««Сильва» сквозь слезы, а впереди счастье».

Если первое отделение почти полностью разворачивается в реалиях военного времени, то второе контрастно иное. Вся сцена отдана во власть оперетты: скамейки с узорчатыми спинками, артисты одеты сообразно эпохе времен австро-венгерской империи 19 века, атмосфера грядущей премьеры овладела всеми, только полупрозрачный полог отделяет пространство оперетты от закулисья Воркутинского театра, и зритель становится свидетелем осколочных ранений, проникающих в души создателей первой «Сильвы». В празднично-музыкальную стилистику кальмановской оперетты нет-нет да вклиниваются приметы военного времени, между ариями главных героев раздается торжествующий крик Режиссера (Николай Аникин) – «Кричев освободили!». На манекены по бокам сцены, повернутые спиной к зрителям, надеты шинели. Дирижер (Андрей Грачев) лаконично формулирует вариативность той поры: или в шахту, или в дирижеры… Исполнительница роли Сильвы (заслуженная артистка республики Коми Оксана Ковалева) – супруга человека, в чьей власти выдать дополнительные пайки пухнущим от голода артистам. Лагерная реальность не отпускает ни на минуту.

На всем протяжении спектакля расставлены исторические акценты – фрагменты кинохроники Воркутинского театра и его первой постановки. Зрители видят их на белой простыне, растянутой над сценой. На ней же в финале спектакля возникают те, кто в страшные годы войны на пределе человеческих возможностей создавал Воркутинский театр – их лица, имена живое напоминание о том, что «если поставить перед собой цель и видеть ее, все получится…».

+Кристина Французова-Януш
Фотографии предоставлены пресс-службой  Воркутинского драматического театра В.А. Мордвинова