«Ромео и Джульетта»
Вечная история любви на сцене «Санктъ-Петербургъ Опера»
Верона Шекспира навсегда изменилась в Париже, когда Шарль Гуно взял величайшую трагедию всех времен и превратил ее в пронзительную лирическую поэму, где главенствует не вражда, а любовь. Его «Ромео и Джульетта» – это не просто опера, а мировой бестселлер, покоривший сердца мелодичным обаянием. Этой зимой она возвращается, чтобы покорить Санкт-Петербург. Известный любовью к уникальным постановкам Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» представит свою версию шедевра.
Режиссером- постановщиком выступает художественный руководитель и основатель «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России Юрий Александров.
– Это спектакль о юности и о любви – о том, что сегодня является подлинной ценностью. Любовь облагораживает, делает человека красивым и смелым, побуждает к подвигам. Мы хотим, чтобы постановка была обращена к молодежи, ведь она о начале жизни, о чистоте и силе чувства, – рассказывает Юрий Исаакович. – Любовь – тема вечная, она не нуждается в том, чтобы быть «актуальной» в сиюминутном смысле, потому что именно она делает человека человеком. Даже в мире животных можно увидеть подобные переживания: недавно в московском парке я наблюдал, как лебедь оплакивал погибшую подругу – кружил вокруг нее, никого не подпускал, кричал почти по-человечески. Если такова боль утраты у животных, то для людей любовь и верность имеют еще более глубокое значение. Именно поэтому великие авторы – Шекспир и Гуно – сумели создать подлинную историю человеческих чувств. Лучшего сюжета для оперы просто не найти.
Воспетая Шекспиром и окутанная нежной мелодией Гуно история обретает новую жизнь в предновогоднем Петербурге, премьерные показы пройдут с 12 по 14 декабря.
– Мы неслучайно выбрали это волшебное время для новой премьеры. Знакомый всем романтический сюжет, прекрасная музыка – станут праздником для поклонников оперного искусства. Произведение французского композитора мало ставилось, а мы продолжаем традицию радовать публику малоизвестными шедеврами, – говорит директор Театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Евгений Малыгин. – История любви – самое сложное для воплощения на сцене, ведь даже прекрасная музыка и чудесные декорации не помогут, если на подмостках зритель увидит фальшь. Мне кажется, эту оперу мало ставят именно по причине сложности убедительно сыграть искреннюю первую любовь – это такой сюжет, где ошибиться нельзя. В отличие от драматического театра, солистам помогает музыка. Мы воспринимаем картинку, тембр голоса и игру актеров в совокупности, уверен, у нас получится донести этот посыл.
Начался самый интересный период постановки оперы – рождение спектакля. В разгаре репетиции, скоро наступит момент «примерки» к сцене. Жаль, что не продают билеты на репетиции Юрия Александрова, где бушует весь спектр эмоций, где энергетически прорабатывается замысел.
– При работе с таким материалом, как опера Шарля Гуно, важно, чтобы и музыка, и визуальная составляющая, и актерская игра, и исполнение соответствовали теме и работали на один результат, – объясняет Елена Елфимова, заместитель художественного руководителя театра по художественно-постановочным вопросам. – Существует стереотип, что «Ромео и Джульетта» – это Верона, пышные балконы, много украшений, но на самом деле музыка предполагает совершенно другое решение. В данном спектакле у меня твердое ощущение, что художник-постановщик Вячеслав Окунев просто превзошел себя в реализации запроса художественного руководителя Юрия Исааковича Александрова. Все соответствует музыкальной теме, в построении декораций мы стремимся к эскизу, который вызывает ощущение, что ты смотришь на картину, рисунок. На замысел работает и художник по свету, и видео-арт. Это действительно не традиционное декорационное оформление, не предметное, а выполненное в стиле без бутафории: любая вещь на сцене – это акцент, точка, за которое должно зацепиться воображение. А остальное зритель может нафантазировать, поскольку авторы постановки оставляют столько свободы, что эта история о чувствах чистых и искренних соединится с личным миром каждого. Надеюсь, что «Ромео и Джульетта» станет топовой постановкой в истории нашего театра и ярким событием в культурной жизни города и страны.
Сформированы пять составов, но пока держится в секрете, кто с кем соединится, в каких дуэтах зажглась искра. Тайна будет раскрыта перед премьерой. Сейчас все эмоции, все ощущения «на кончиках пальцев» дирижера.
– В репертуаре нашего театра уже идет опера Гуно – «Фауст», но с немного иной эстетикой, более близкой немецкой. Критики писали, что композитору в истории про Мефистотеля не удалось достичь легкости французской музыки. А в «Ромео и Джульетте» чувствуется именно французская легкость, – делится дирижер-постановщик Максим Вальков. – Работать интересно, материал имеет определенную формулу, хотя много схожих элементов с «Фаустом»: первая ария у Маргариты в «Фаусте» – это вальс, и у Джульетты – тоже вальс. Первая сцена в «Фаусте» – это большая хоровая сцена, как и в «Ромео и Джульетте». Но огромная разница в настроении, поскольку речь идет о совсем юных героях, и говорить на музыкальном языке нужно с другим выражением. Что касается финала, при всей его трагичности, для любителей оперы спектакль станет праздником. Не могу раскрывать задумку режиссера, но скажу, что это гимн любви, настоящей, светлой, вечной. Сама музыка очень простая и легкая, но мы стараемся исполнить ее с неким электрическим внутри.
В декорациях старинного особняка барона Дервиза на Галерной гости «Санктъ-Петербургъ Оперы» смогут испытать всю силу великой любви, способной навсегда остаться в сердце – не только как трагедия, но и как прекрасная, бессмертная мелодия.