Леонид Левашкевич: «Мне важно, чтобы музыка возвращала людям чувство света»

В преддверии новогоднего сезона мы поговорили с петербургским композитором Леонидом Левашкевичем — автором более 200 произведений, основателем творческого содружества «Маэстро», которого называют современным русским неоромантиком. Его музыка звучит в крупных концертных программах и спектаклях для семейной аудитории; а в январе в Петербурге вновь будет показан балет «Сказка о заколдованной принцессе».

— Леонид Валентинович, вас часто называют современным русским неоромантиком. Что для вас означает это определение?

— Я не спорю с этим словом. Мне действительно близка традиция романтической музыки — не как музейный стиль, а как живая интонация, где главное место занимает чувство, человеческая теплота и мелодическая выразительность. Я стараюсь писать так, чтобы музыка была понятна и профессионалу, и слушателю, который приходит в зал за эмоциональным опытом.

— Многие ваши произведения воспринимаются как признание в любви Петербургу.

— Этот город задает особый тон. В нем есть драматургия света, воды, архитектуры, культурной памяти. Наверное, поэтому в моих сочинениях так естественно появляются темы, связанные с настроениями Северной столицы. В медийных материалах даже отмечали, что такие вещи, как «Петербургский вальс», «Ленинградский» или увертюра «Фонтаны Петергофа», звучат как музыкальные письма городу.

— В этом году вы представили романтический цикл «Времена года». В чем его художественная идея?

— Я хотел сделать «музыкальный мост» — соединить образность классической традиции с современным дыханием. Для меня важно, чтобы слушатель слышал не просто календарную смену сезонов, а внутренние состояния человека. И мне особенно дорого, что презентация цикла прошла в формате диалога музыки и поэзии.

— Вы много работаете в разных жанрах — от миниатюр до крупных сценических форм. Что для вас принципиально при переходе к балету?

— Балет требует особой дисциплины музыкальной драматургии. Здесь важна не только тема, но и пластический импульс, ритм, возможность для хореографа «дышать» музыкой. В работе над балетом всегда появляется ощущение коллективного организма: композитор, хореограф, художники сценографии и костюмов должны говорить на одном эмоциональном языке.

— Балет «Сказка о заколдованной принцессе» — проект именно такого коллективного типа?

— Да, безусловно. Его создавали мы с Владимиром Гапоновым, либретто написала Людмила Дядькова, хореографию поставила Ильмира Багаутдинова, визуальный мир разрабатывали Дмитрий Егупов и художники по костюмам Юлия Заренкова и Ильмира Багаутдинова. Это синтетическая история, где музыка, танец и визуальность поддерживают единый сказочный мир.

— Что для вас в этой сказке самое важное?

— Мне кажется, ее сила в ясной, но не упрощенной этике. Там есть интрига, фантастические превращения, магия новогодней атмосферы — и при этом очень понятный эмоциональный смысл: любовь и верность способны разрушать самые жесткие чары. Для семейной аудитории это особенно важно.

— В постановке участвуют и профессиональные артисты, и дети. Почему это значимый момент?

— Потому что это редкая возможность для юных танцоров оказаться внутри большой театральной истории. Такой опыт формирует не только технику, но и уважение к традиции, к дисциплине сцены, к партнерству. В описании спектакля подчеркивается, что на сцене — около 20 артистов балета и 30 детей хореографической школы. Это действительно создает ощущение праздника, где поколения встречаются в одном художественном действии.

— И наконец главный вопрос для читателей: когда можно увидеть «Сказку о заколдованной принцессе» этой зимой?

— Мы сыграем спектакль 9 и 10 января 2026 года на площадке театрально-концертного комплекса «Карнавал» (Аничков дворец). Это дневные показы, рассчитанные на семейную аудиторию; продолжительность — около полутора часов с антрактом. Я люблю эти даты: они как будто завершают новогоднюю дугу и оставляют после себя ощущение светлой музыки и доброй развязки.