Двойной юбилей «отцов-основателей» театра «Зазеркалье»
В театре «Зазеркалье» радостное событие – точнее, даже два: это двойной юбилей основателей и бессменных руководителей Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье», народных артистов России Александра Васильевича Петрова и Павла Ароновича Бубельникова.
31 октября исполнится 75 лет художественному руководителю «Зазеркалья» А.В. Петрову, а 9 ноября – 80 лет главному дирижёру театра П.А. Бубельникову.
Во главе Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» уже 37 лет стоят его создатели, ныне народные артисты России художественный руководитель Александр Васильевич Петров и главный дирижёр Павел Аронович Бубельников.
Больше половины своей жизни каждый из них отдал «Зазеркалью», заложив фундамент, сформировав лицо и выстроив историю театра, без которого уже не представить культурное поле Петербурга. Но была ещё и предыстория: начавшаяся в 1982 году совместная педагогическая работа Петрова и Бубельникова в Театральном институте (тогда – ЛГИТМиКе) по уникальной авторской методике. Первый же их выпуск курса «Актёр музыкального театра» в 1987 году и стал ядром новорождённого театра «Зазеркалье». А.В. Петров сегодня – профессор Театрального института (ныне – РГИСИ), многие его ученики работают не только в «Зазеркалье», но и в ведущих музыкальных театрах в России и за рубежом.
Наряду с такими широко известными операми, как «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Отелло», «Богема», «Мадам Баттерфляй», «Так поступают все», «Свадьба Фигаро», «Сказки Гофмана» и многие-многие другие, зрители «Зазеркалья» вкушают и оперные раритеты. Среди них – блестящие виртуозные оперы Россини: «Золушка», «Итальянка в Алжире» (первое в России исполнение отечественной труппой: прежде опера ставилась в России лишь в XIX веке, притом силами иностранных трупп). Единственная в своём роде опера Гершвина «Порги и Бесс» уже много лет в Петербурге идёт также только на сцене «Зазеркалья».
О «Зазеркалье», где за 37 лет поставлено более 100 спектаклей для зрителей всех возрастов, давно можно говорить как о театре, одухотворяющем жизнь петербуржцев. Но творческая судьба и Павла Бубельникова, и Александра Петрова оказалась связана с культурой Петербурга задолго до основания ими собственного авторского театра – «Зазеркалья».
Окончив в 1962 году школу-десятилетку при Ленинградской консерватории (с ним вместе учились Марис Янсонс, Владимир Спиваков, Юрий Кочнев, Эдвард Чивжель, Соломон Волков), Павел Бубельников поступил в консерваторию как пианист, а затем – на дирижёрский факультет к легендарному профессору Илье Александровичу Мусину. Ещё студентом он начал свою дирижёрскую деятельность в Оперной студии, а в 1968 году – в Малом оперном театре, где работал до 1993 года и где в его репертуаре было более 80 спектаклей, в том числе оперы «Евгений Онегин» и «Иоланта» П. Чайковского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Алеко» С. Рахманинова, «Травиата» и «Дон Карлос» Дж. Верди, «Богема» и «Тоска» Дж. Пуччини, балеты П. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», «Жизель» А. Адана, «Коппелия» Л. Делиба, «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказка о шуте» С. Прокофьева, «Петрушка» и «Весна священная» И. Стравинского, «Ярославна» Б. Тищенко. Павел Бубельников стал музыкальным руководителем первой в России постановки оперы Джан Карло Менотти «Медиум» (1979, режиссер Александр Петров). С труппой Малого театра оперы и балета гастролировал в Австрии, Германии, Италии, Ливане, Франции, Японии. В Тбилисском Театре оперы и балета им. 3. Палиашвили осуществил постановку «Трубадура» Дж.Верди (с режиссером Александром Петровым).
Спустя годы, совмещая работу главного дирижера театра «Зазеркалье» с работой приглашенного дирижера в Мариинском и Михайловском театрах, П.А. Бубельников участвовал в гастролях этих театров в США, Англии, Канаде, Японии, Италии, Южной Корее. В обоих театрах он выступал дирижером многих оперных и балетных спектаклей классического репертуара, куда входят сценические произведения Дж. Верди, Дж. Пуччини, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Прокофьева, а также спектаклей современной балетной хореографии (в том числе – «Хрустальный дворец» на музыку Симфонии С-dur Ж. Бизе в Мариинском театре). Он также являлся музыкальным руководителем и дирижёром таких постановок, как «Любовный напиток» Г. Доницетти в Концертном зале Мариинского театра (режиссёр – Александр Петров), «Дон Кихот» Л. Минкуса и «Щелкунчик» П. Чайковского в хореографии Начо Дуато в Михайловском театре.
В марте 2006 года под музыкальным руководством Павла Бубельникова и в режиссуре Александра Петрова состоялась постановка оперы П.И.Чайковского «Иоланта» в Центре оперного пения Галины Вишневской в Москве. Затем эта опера была исполнена на юбилее выдающейся певицы в Петербурге в Эрмитажном театре с оркестром театра «Зазеркалье». Павел Бубельников выступает с концертами в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии с обоими филармоническими оркестрами.
Как и Павел Бубельников, Александр Петров учился в знаменитой школе-десятилетке при Ленинградской консерватории. Поступил в Театральный институт на режиссуру музыкального театра, а спустя два года – в консерваторию на оперную режиссуру к незаурядному мастеру Эмилю Пасынкову. Уже со второго курса работал в Малом оперном театре и второкурсником поставил здесь «Иоланту» (впервые встретившись в этой работе с дирижёром Павлом Бубельниковым). В 1974-1987 гг. — режиссер Малого театра оперы и балета (ныне Михайловский театр), где поставил «Риголетто» Дж. Верди, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини (впервые в России), «Человек из Ламанчи» М. Ли, «Фердинанд Великолепный» С. Баневича и другие спектакли. В том числе, в союзе с дирижёром Павлом Бубельниковым – оперу Дж.К. Менотти «Медиум». Менотти, который часто сам выступал в качестве режиссера-постановщика своих опер, был в Ленинграде на российской премьере «Медиума» и в одном из газетных интервью, назвав спектакль глубоким и оригинальным воплощением своего композиторского замысла, признался, что как режиссер он испытывает чувство зависти.
Среди наиболее значительных постановок Александра Петрова: «Медиум» Дж. К. Менотти, «Человек из Ламанчи» М. Ли, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини (все – Малый театр оперы и балета, ныне Михайловский театр), «Трубадур» Дж. Верди и «Борис Годунов» М. Мусоргского в тбилисском Театре оперы и балета им. 3. Палиашвили, «Борис Годунов» М. Мусоргского в Старой Загоре (Первая премия и «Пальмовая ветвь» фестиваля в Софии) и «Кола Брюньон» Д. Кабалевского в Старой Загоре; «Иоланта» П. Чайковского в Центре оперного пения Галины Вишневской (спектакль награжден Комитетом по культуре г. Москвы Золотым дипломом в номинации «Лучший оперный спектакль» Московского театрального фестиваля 2005-2006), «Двенадцать месяцев» С. Баневича в Московском академическом государственном детском музыкальном театре им. Н. И. Сац, «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, «Соловей» И. Стравинского, «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Любовный напиток» Г. Доницетти, «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта в Мариинском театре, «Беатриче и Бенедикт» в Большом театре. Имеет также постановки в театрах Петербурга (БДТ им. Г. А. Товстоногова, Академический театр комедии им. Н.П.Акимова, Театр на Литейном, ТЮЗ им. А. А. Брянцева), Красноярска, Хабаровска, Минска, Одессы и др.
В 1982 году А.В. Петров стал мастером кура «Актер музыкального театра» в РГИСИ (бывший ЛГИТМиК, затем СПГАТИ) и сегодня, являясь профессором РГИСИ, продолжает обучать студентов на основе разработанной им уникальной авторской методики.
Беря на себя ответственность не только за свой театр, но и за судьбу отечественного театра для детей в целом, А.В. Петров в 2004 г. стал инициатором создания и арт-директором Российской Национальной премии и фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».
Судьба свела Александра Петрова и Павла Бубельникова ещё в начале 1970-х, задолго до «Зазеркалья» – в Малом оперном театре, где вместе они работали над спектаклями, где жизнь всерьёз испытывала их на прочность и выковывала их общие человеческие и художественные ценности.
Общему пути режиссёра и дирижёра полвека – факт сам по себе исключительный и сокрушающий незыблемое мнение о родовом конфликте режиссёрской и дирижёрской профессий. Аналогов такого тандема, пожалуй, не найти!
В своих театральных странствиях, земных и духовных, Павел Бубельников и Александр Петров связаны в главном: чудесным образом оба они десятилетиями сохраняют редкий человеческий дар взаимного слуха, доверия и уважения художников друг к другу и, пожалуй, самое дорогое – молодую очарованность театром и музыкой.
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ПЕТРОВ – художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье», арт-директор Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин»
- Народный артист России
- Лауреат премий Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры: за уникальный вклад в развитие оперного искусства для детей (1996), за вклад в музыкальную культуру (2005), за создание оперного спектакля «Золушка» Дж. Россини (2009), за создание оперного спектакля «Отелло» Дж. Верди (2021)
- Лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» и Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»
- Лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» в почётной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
- Лауреат Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» «За великое служение театру для детей»
- Лауреат Премии «Легенда» в рамках Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку»
- Кавалер Ордена «Знак почета»
- Награждён почётным знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом»
ПАВЕЛ АРОНОВИЧ БУБЕЛЬНИКОВ – главный дирижёр Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье»
- Народный артист России
- Лауреат премий Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры: за уникальный вклад в развитие оперного искусства для детей (1996), за вклад в музыкальную культуру (2005), за создание оперного спектакля «Золушка» Дж. Россини (2009), за создание оперного спектакля «Отелло» Дж. Верди (2021)
- Лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» и Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»
- Лауреат Премии «Легенда» в рамках Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку»
- Лауреат Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Музыкальный руководитель» за спектакль «Отелло» театра «Зазеркалье»
- Лауреат Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» «За великое служение театру для детей»
- В 2014 году был признан «лучшим балетным дирижером», получив за свою дирижерскую работу в Мариинском театре Европейскую награду «Приз Тальони», учрежденную фондом Владимира Малахова.
Фото: из открытых источников