НИКИТА КОБЕЛЕВ В ПОИСКАХ НОВЫХ СМЫСЛОВ «НА ДНЕ»

Спустя полвека на сцене Александринского театра вновь зазвучит одна из самых значимых пьес XX века — «На дне» Максима Горького. Режиссёр Никита Кобелев, художественный руководитель театра, предлагает современное переосмысление классики, освобождая её от стереотипов советской эпохи и раскрывая новую актуальность произведения для сегодняшнего зрителя.

Александринский театр впервые обратился к пьесе Горького ещё в 1902 году, сразу после её создания. Однако премьере на императорской сцене не суждено было состояться — постановка была запрещена. Лишь в 1919 году, после Октябрьской революции, режиссёр Евтихий Карпов осуществил первую инсценировку. Позднее, в 1956 году, спектакль был поставлен Леонидом Вивьеном и Владимиром Эренбергом, а в 1973 году возобновлён, став одной из самых ярких страниц в истории театра. В разные годы в нём блистали такие мастера сцены, как Василий Меркурьев, Юрий Толубеев, Бруно Фрейндлих и Игорь Горбачёв.

Спектакль Никиты Кобелева станет третьей постановкой «На дне» в истории Александринского театра. Это также его третье обращение к драматургии Горького: ранее он ставил «Последние» в Театре им. Маяковского (2015) и «Дачников» в Новосибирском театре «Старый дом» (2023). В новой работе режиссёр бережно сохраняет суть произведения, но намеренно уходит от традиционного натуралистического прочтения.

«Пьеса «На дне» не просто о людях, живущих на обочине жизни, — она о внутреннем состоянии, о борьбе с самим собой, о поиске смысла и веры. Мы пытаемся погрузить героев в пространство между реальностью и иллюзиями, придавая их историям современные оттенки», — отмечает Никита Кобелев.

Герои Горького, по словам режиссёра, — это метущиеся люди, оказавшиеся в кризисных ситуациях, но стремящиеся найти путь к спасению. В центре действия — загадочный странник Лука, который своим появлением трансформирует окружающих, побуждая их к переосмыслению собственной жизни.

Новая постановка отличится образным театральным языком, сочетающим символизм и притчевые черты. Такой подход подчёркивает универсальность тем, которые затронул Горький: любовь и смерть, вера и разочарование, правда и ложь, а также поиск ориентиров в мире, полном противоречий. Над адаптацией текста вместе с Кобелевым работал Дмитрий Богославский, сценография и костюмы — Нана Абдраширова. За пластику отвечает хореограф Владимир Варнава.

В спектакле заняты: Игорь Волков (Лука), Сергей Паршин (Костылев), Иван Ефремов (Пепел), Илья Исаев (Сатин), Мария Кузнецова (Квашня), Янина Лакоба (Василиса) и другие. Премьера состоится 14 и 15 февраля.

Фото: из открытых источников