Три степени свободы Олега Каравайчука

27 и 28 июля на Новой сцене Александринского театра состоится премьера проекта Олега Нестерова «Три степени свободы. Музыка > кино > СССР. Олег Каравайчук».

Зрители увидят и услышат концерты с пространственным звуком, на которых киномузыка Олега Каравайчука будет исполнена на акусмониуме – оркестре из почти полусотни громкоговорителей.

Публике впервые будут представлены музыкальный сборник отреставрированной музыки Олега Николаевича, а также сайт и первая книга о композиторе.

"Феномен советской киномузыки в должной мере не проявлен и до конца не исследован. И есть большая вероятность, что музыка, написанная большими композиторами ХХ века, рано или поздно исчезнет навсегда – забудется в архивах вместе с фильмами, в которых она звучала.

Отделять музыку от кадра и соединять с вечностью – так можно сформулировать главную задачу этого проекта. Подавляющее её большинство никогда и нигде не издавалось, это оригинальные звуковые дорожки из фильмов, найденные на киностудиях, в государственных и частных архивах. Этой музыки нет в цифровом пространстве, а значит она не существует в современном мире.

Но не менее важно и интересно исследовать путь художника. Как ограничения, запрет и несвобода порождали в нем большую свободу, как вынужденная поначалу работа в кино, казалось бы в прикладном и низком жанре, поддерживала и инициировала великие замыслы", – рассказал Олег Нестеров.

Выставка-концерт «Каравайчук. Оркестр громкоговорителей» – часть большого исследовательского проекта «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР», посвященного феномену советской киномузыки.

Первым героем этого проекта стал Альфред Шнитке (2021), вторая часть посвящена Олегу Каравайчуку, одному из самых ярких представителей этого феномена. После почти десяти лет работы в кино он навсегда отказался от традиционного подхода и стал воспринимать музыку как организованный звук, часто стирая грань между музыкальным и шумовым эффектами.

В программе выставки-концерта прозвучит музыка из фильмов «Долгие проводы» и «Короткие встречи» Киры Муратовой; «Монолог», «Чужие письма» и «Драма из старинной жизни» Ильи Авербаха; «Городской романс» Петра Тодоровского; «Мама вышла замуж» и «Ксения, любимая жена Фёдора» Виталия Мельникова; «Летняя поездка к морю» Семёна Арановича. Всего у композитора было более сотни работ в кино, и его основной творческой лабораторией всегда оставался «Ленфильм». Дирижёром акусмониума станет Илья Symphocat, исполнитель и композитор, работающий на стыке электронной музыки, современной классической музыки и минимализма.