«… И пусть поколения помнят…»
22 июня на сцене БКЗ «Октябрьский» состоялся театрализованный концерт «… И пусть поколения помнят…», приуроченный ко Дню памяти и скорби. И если есть сегодня точки соприкосновения разных поколений, когда в едином порыве поднимаются и стар и млад, то День памяти и скорби именно из таких. И потому полтора часа на одной волне пели и плакали, смеялись и переживали на сцене – коллектив Театра музыкальной комедии, в зале – представители старшего поколения: дети войны, ветераны ВОВ, а также члены семей военнослужащих, и сегодня защищающих рубежи нашей страны, – их жены и дети.
Концерт, ставший продолжением многолетней традиции театра устраивать на своей сцене серии общедоступных мероприятий ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и Дню Победы, впервые в современной истории коллектива был представлен на сцене главного городского концертного зала. В программе, блестяще составленной творческой группой во главе с музыкальным руководителем и дирижером Андреем Алексеевым и постановщиком Владимиром Романовским, прозвучали самые значимые, давно ставшие «народными», песни фронтовых и послевоенных лет от «Священной войны» и «Синего платочка» до гимна «Поклонимся великим тем годам».
Концерт открылся жизнерадостным попурри из композиций И. Дунаевского к довоенным кинофильмам. Эта музыка, заряженная кипучей витальной силой, созданная словно по идеальной формуле счастья и отзывающаяся своими маршевыми ритмами в каждой самой отдаленной клеточке памяти, оборвалась страшными строками стихотворения Н. Андрияновой «Все на рассвете мирно спали…». Характерный, узнаваемый голос ведущей солистки театра Елены Забродиной, словно бесстрастный метроном отсчитывающий в блокадной темноте Ленинграда секунды жизни его до последнего сопротивляющихся жителей, в течение вечера еще не раз прозвучит в тишине зрительного зала. Этот голос будет говорить от лица всех женщин – матерей, проводивших сыновей, жен, которые и после окончания войны продолжат ждать мужей, сестер, выносивших с поля боя чьих-то братьев, сыновей, мужей…
Образ женщины – сильной духом, крепкой сердцем, самоотверженной – сквозной нитью пройдет через весь концерт, чтобы ближе к финалу, удивленно оглянувшись на страшный путь прошедших лет, актриса могла спросить строчками Ю. Друниной: «откуда взялось столько силы даже в слабейших из нас?». И тут же, словно вся тяжесть трагического одиночества, вся женская слабость и уязвимость проявились как кадр с фотопленки, уже с оркестром и глаза в глаза со зрителем Забродина начнет свой исповедальный монолог «Если б не было войны» на музыку М. Минкова...
Но сначала прозвучит знаменитый голос Ю. Левитана, читающего сообщение о начале войны, откуда-то издалека принесется низкий гул самолетов и грянет «Священная война». И тут же поднимется весь зал и вместе с артистами нырнет в спираль воспоминаний, ставших общими для всего народа…
Стихотворную линию концерта театр выстроил своеобразным дуэтом голосов – женским и мужским. И как узнаваем для поклонников театра был голос актрисы, так еще более узнаваем для всех, кто не только смотрел концерт в зале БКЗ, но и присоединился к трансляции, которую вел один из центральных городских каналов, оказался голос ведущего – народного артиста России Николая Бурова. Строчками М. Матусовского и А. Межирова он говорил от лица всех, кто, ослепленный огнем, сражался и погибал на линии фронта, кто бился на Ладожском льду, на безымянной высоте у незнакомого поселка и шел на Берлин, о тех, кто смертельно устал и кто «не забудет» …
И в унисон с этим дуэтом, словно балансируя между надеждой и отчаянием, яростью и горечью, любовью и ненавистью, оркестр и артисты то бросались в плясовую вслед за героями кинофильма «Небесный тихоход», то шли в «Последний бой» и тут же вспоминали павших в боях героев, поднявшихся в небо вместе с гамзатовскими журавлями…
В сценарии концерта нашлось место ленинградской «Песне на рейде» В. Соловьева-Седого заполнившей зал стальным холодом Балтики и бесшумными призраками кораблей. Вспомнили в этот вечер и о блокадной истории Театра музыкальной комедии, коллектив которого всю войну играл оперетту в ледяных стенах опустевшей «Александринки». И как напоминание об этом гражданском подвиге в программе прозвучали выходная ария Сильвы из одноименного произведения И. Кальмана, матросский танец из героической музыкальной комедии «Раскинулось море широко», написанной в 1942 году специально для театра, «Катюша» М. Блантера и «Синий платочек» Е. Петербургского, которые артисты исполняли на концертах в госпиталях и на «Дороге жизни»…
Театр музыкальной комедии не случайно называли «островком радости» в блокадном городе – духоподъемная сила воздействия спектаклей и концертов, сам факт того, что среди ужасов войны город не потерял человеческое лицо, сегодня неоднократно доказана свидетельствами очевидцев тех страшных событий.
И то, как то едва слышно, а то в голос, смахивая набегающие слезы, вслед за артистами на сцене многотысячный «Октябрьский» подхватывал знакомые строки «Майского вальса», «Баллады о матери» или «Нам нужна одна победа», стало лучшим свидетельством, что и сегодня ничто не забыто. Что разные поколения в зале – на одной волне: знают и помнят. Что разные поколения артистов на сцене, от народных и заслуженных до юных, недавних дебютантов труппы, – чувствуют и проживают. Что та музыка и те стихи, что рождались в экстремальных условиях, по-прежнему – оголенный нерв. И что, пока жива память прошлого, будущее – за победителями, теми, кто выстоял в той кровопролитной войне, их детьми и внуками.
Дина Калинина