Вдохновлённые классикой. Малевич, Петров-Водкин и др. На выставке в Русском музее

29 июня в Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка «Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России».

Экспозицию составят произведения живописи, графики и скульптуры из собрания Русского музея. Зрители познакомятся с работами Валентина Серова, Льва Бакста, Константина Сомова, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Яковлева, Василия Шухаева, Георгия Нарбута, Сергея Чехонина, Сергея Коненкова, Александра Матвеева, Ивана Фомина, Александра Самохвалова и других талантливых мастеров, формировавших неповторимый облик русского неоклассицизма.

Неоклассицизм – направление, представители которого, работавшие в разных европейских странах, в стремлении создать «большой стиль» обращались к высоким традициям культуры античности, эпохи Ренессанса и классицизма. Расцвет неоклассицизма в России конца 1900-х – начала 1910-х годов, совпавший со строительным бумом перед Первой мировой войной, преобразил не только сотни больших и малых городов, но и дворянские усадьбы. Вновь становится актуальной идея синтеза искусств: архитекторы видели свои сооружения дополненными монументальной скульптурой и живописью. Крупнейшим образцом осуществления неоклассической программы в монументальном искусстве предреволюционной поры стал Казанский вокзал в Москве. Его строители привлекли к проектированию монументальных композиций, призванных украсить интерьеры вокзала, целую плеяду мастеров «Мира искусства» (А. Бенуа, Е. Лансере, М. Добужинский, З. Серебрякова, Б. Кустодиев, Н. Рерих, П. Кузнецов, А. Яковлев). Художники, работавшие над эскизами росписей и панно, полагали, что вновь возвращается эпоха «высокого стиля», эпоха Д.Тьеполо и А. Перезинотти, великих монументалистов XVIII столетия. Однако вследствие революционных событий 1917 года и Гражданской войны ни один из множества готовых проектов убранства Казанского вокзала не был реализован. Ряд произведений, связанных с подготовкой монументальных композиций для этого архитектурного сооружения и хранящихся в Русском музее, также включен в экспозицию выставки.

Выставка продлится до 11 сентября.