«ПОРТРЕТ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА». К ЗАВЕРШЕНИЮ РЕСТАВРАЦИИ КАРТИНЫ ПЕРУДЖИНО

4 ноября в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Перуджино. «Портрет молодого человека». К завершению реставрации».

Выставка приурочена к 500-летию со дня смерти Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, более известного как Перуджино, одного из выдающихся мастеров итальянского Возрождения и учителя Рафаэля.

Фото пресс-служба Эрмитажа Фото пресс-служба Эрмитажа

Картина «Портрет молодого человека» из собрания Государственного Эрмитажа написана в конце XV века. Небольшой, почти миниатюрный погрудный портрет на тёмном фоне характерен для своего времени, но необычен для самого Перуджино, который привык работать с монументальным форматом и крайне редко обращался к портретному жанру.

«Превосходный небольшой портрет юноши работы Перуджино, который был одним из самых точных и тонких реалистов своего времени в области портретистики, может служить примером для оценки искусства мастера изображать простую видимость», — рассуждал о картине выдающийся искусствовед Александр Бенуа в своём «Путеводителе по картинной галерее Императорского Эрмитажа».

«Портрет молодого человека» поступил в собрание Императорского Эрмитажа в 1850 году от Юрия Львова, преподавателя истории Павловского Кадетского корпуса, а в 1867 году реставратор Александр Сидоров перевёл картину с деревянной доски на холст. Ещё раньше немецкий историк искусства Густав Фридрих Вааген писал: «Портрет молодого человека в черной одежде и берете. Изначально хорошая картина, но сильно пострадала».

С XIX века портрет лишь дважды незначительно реставрировался. В 1935 году реставратор Л. П. Альбрехт удалял загрязнения и восстанавливал прозрачность лакового покрытия, а в 1962 году реставратор Е. Н. Герасимов также удалял загрязнения и притирал лаком царапины. Таким образом, более 150 лет картина не подвергалась глобальным вмешательствам.

За это время живопись пострадала: появились многочисленные царапины и сильные поверхностные загрязнения красочного слоя, лак помутнел и разложился, а поздние записи потеряли первоначальные тон и цвет. Детали на тёмных участках портрета практически исчезли, не было видно проработки волос и складок одежды, к тому же некоторые тонировки на лице были выполнены весьма грубо. Многочисленные деформации основы местами сопровождались изломами грунта.

Исследования и кропотливая работа эрмитажных реставраторов позволили открыть оригинальные детали одежды, волос и головного убора: моделировка формы складок, присущая художнику, до реставрации совершенно не просматривалась. Также выявился глубокий синий цвет фона, а ярко-белый воротник юноши стал своеобразным «камертоном» портрета.

По окончании работы телесные цвета тоже приобрели более холодный и контрастный тон, однако стали заметны и повреждения авторской живописи — «промытости» на полутонах между светлыми и красными участками.

Поэтому эрмитажные специалисты покрыли картину реставрационным лаком и провели восполнение утрат, а наиболее грубые потертости и «промытости» на лице деликатно тонировали легко обратимыми красками. Теперь посетители выставки смогут оценить подлинное мастерство и уникальную манеру Пьетро Перуджино.