СПЕКТАКЛЬ ВЛАДИМИРА ВАРНАВЫ «OKHO» ВПЕРВЫЕ В ПЕТЕРБУРГЕ

22 апреля musicAeterna Dance покажет пластическую постановку Владимира Варнавы Okho на музыку Яниса Ксенакиса и Джозефа Томпкинса.

Действие постановки разворачивается между танцовщиками и музыкантами в общем поле притяжения и отталкивания, созидания и разрушения. Соединяя движение с пульсациями и ритмами перкуссии, танцовщики исследуют пределы своих физических возможностей, чтобы обнаружить, где заканчивается тело и начинается чистая энергия. Сочинения для ударных прозвучат в исполнении ансамбля под руководством солиста musicAeterna Андрея Волоcовского.

Спектакль Okho следует за идеями греческого классика-авангардиста, композитора и архитектора Яниса Ксенакиса, выраженными в его музыке для ударных инструментов.

Rebonds A/B фокусирует внимание участников и зрителей постановки на сочетании «академических» и «этнических» перкуссионных тембров и техник, индетерминированной последовательности контрастных звуковых пластов – то хрупких и разреженных, то полных яростной мощи, – которая одновременно создает эффекты и саспенса, и созерцания.

Okho для трех африканских барабанов джембе предъявляет к ансамблистам экстраординарные исполнительские требования. Композитор ищет новые способы звукоизвлечения из традиционных ударных, конструирует разделы одночастной композиции то с помощью последовательности Фибоначчи, то посредством компьютерной программы, создавая, по собственному признанию, управляемый хаос. Название произведения, давшее титул спектаклю, это набор фонем, чистый звук, восклицание, не имеющее определенного значения и – следовательно – способное означать всё сразу.

Persephassa для шести мультиперкуссионистов названа по одному из древних имен Персефоны, греческой богини мира мертвых, зерна и весны. Это сочинение представляет собой образец так называемой стохастической музыки, которую Ксенакис создавал с помощью исчислений вероятностей в стремлении найти баланс между Хаосом и Порядком. В то же время Persephassa является «политопом», то есть произведением композитора-архитектора, в котором пространство и свет играют столь же значительные роли, что и музыка.

В спектакле также звучит опус To Varese современного композитора-перкуссиониста Джозефа Томпкинса, основанный на мотиве из «Ионизации» Эдгара Вареза – старшего товарища, соратника и соавтора Ксенакиса в области электронной музыки.

Стохастичность, политопность, взаимосвязь математики и древней энергии перкуссионных инструментов, Хаоса и Порядка – это основные движущие силы физической драмы Okho. Цель движения – высвобождение энергии. В сущности, восклицание.

Премьера постановки состоялась в декабре прошлого года в Москве.

Фото: из открытых источников