БОЛЬШОЙ ТЕАТР ВЕЗЁТ В ПЕТЕРБУРГ «ИВАНА ГРОЗНОГО»

В Мариинском театре 11, 12 и 13 июня будет показан балет на музыку Сергея Прокофьева «Иван Грозный» в постановке Большого театра России.

Мировая премьера балета «Иван Грозный» состоялась также в Большом театре 20 февраля 1975 года. Партию царя тогда исполнил Юрий Владимиров, партию Анастасии – Наталия Бессмертнова, Курбского – Борис Акимов. Во втором составе выступили Владимир Васильев и Людмила Семеняка. Для Юрия Владимирова заглавная роль стала этапной, и партия царицы Анастасии вошла в творческую биографию Наталии Бессмертновой как одна из наиболее отвечавших ее актерской индивидуальности и профессиональным данным.

Следующие «цари», а к их числу всегда принадлежали артисты, отличавшиеся технической виртуозностью и наделенные актерским темпераментом, – Михаил Лавровский, Александр Годунов, Ирек Мухамедов, Алексей Фадеечев, Александр Ветров – также вписали яркие страницы в историю этого балета.

Либретто не имеет никакой литературной первоосновы, оно написано самим хореографом.

Партитура собрана Михаилом Чулаки из фрагментов музыки Сергея Прокофьева к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна и других произведений композитора.

Работа над балетом «Иван Грозный» возвращала Юрия Григоровича к истокам его творчества. Вновь, как в «Каменном цветке», своем первом балете, хореограф использовал музыку Сергея Прокофьева и воплощал на сцене тему из русской жизни.

Драматургия нового спектакля учитывала опыт «Легенды о любви» и «Спартака»: история смыкалась с преданием. Сюжет балета минует частности, отмечая вехи в жизни героев и государства: венчание Ивана на царство, смотрины и свадьбу с Анастасией, победу над иноземцами, болезнь, боярский заговор, опричнину. Реальные действующие лица – группы бояр, народа, опричников, врагов – соседствуют с аллегорическими фигурами Ликов смерти, Вестников победы. Спектакль ведет шестерка Звонарей, предвосхищающих праздничными перезвонами и трагическим набатом очередной поворот судьбы в жизни героев.

С чисто внешними событиями чередуются танцевальные монологи, раскрывающие внутренний мир центральных персонажей: конфликт Ивана-царя с Иваном-человеком; драму Курбского, попавшего в сеть дворцовых интриг и не способного выпутаться из них, а потому вынужденного бежать на чужбину; кроткую радость и печаль Анастасии, безропотно идущей на смерть.

Спектакль шел в Большом до 1990 года, в 2012-м был возобновлен и остается в репертуаре и доныне. Дважды – в 1976 и 2003 годах – Юрий Григорович ставил «Ивана Грозного» в Парижской опере. В 2001-м прошла премьера спектакля в театре «Кремлевский балет», в 2006-м – в Театре балета Юрия Григоровича в Краснодаре.

Фото: из открытых источников