«…И пусть поколения помнят…»
22 июня, в День памяти и скорби, Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии выступил с концертной программой «…И пусть поколения помнят…» на сцене Большого концертного зала «Октябрьский».
Лето. Белые ночи. Раскинувший мосты Ленинград. В школах отзвенели последние звонки. Тут и там стайки выпускников – скоро им предстоит «с непокрытой головой идти в наступающий завтрашний день»… На этих строчках незаслуженно подзабытой сегодня песни Г. Портнова и М. Светлова, которая вошла в попурри, открывшее концерт, звучит первый пронзительный фрагмент из писем ленинградцев – они стали сюжетным стержнем сценария, написанного петербургским литератором Олегом Солодом. Еще не грянула страшная весть, еще юные сердца полны надежды на то, что взрослая жизнь за порогом школы готовит множество чудесных открытий. Но все обрывает прорезающая эфир речь Молотова, которая наполняет пространство большого зала знакомыми всем без исключения строчками: «Сегодня, в четыре часа утра…». Звучит «Священная война». Начинается страшный отсчет долгим и тяжелым годам испытаний…
В щемящих эпизодах первого отделения концерта – «Дети войны» О. Юдахина, «Мальчишки у стен Ленинграда» И. Шварца, «Жар-птица» А. Колкера. Плечом к плечу с ведущими солистами труппы на сцене – юные воспитанники музыкально-драматического театра «Синяя птица». Их голоса, сливающиеся в общий трагический хор, подкрепляют строчки из фронтовых «треугольников»: «Нам всем придется еще много трудиться для победы. Но она обязательно придет!».
Так же, плечом к плечу со взрослыми, стояли в отрядах МПВО, на заводах и фабриках внезапно повзрослевшие маленькие ленинградцы. Их детство было отдано в жертву страшной войне, и об этом невозможно забыть. Тем более, когда в зале среди зрителей – те самые «дети войны», малолетние труженики тыла, дети блокады… А на сцене рядом с артистами – профессиональными и начинающими – воспитанники Нахимовского военно-морского училища Министерства обороны РФ, созданного в военном 1944 году. Их участие – безмолвное, но ослепительно-парадное, словно вахта памяти, наполняет концерт особым ощущением погруженности во время, делает осязаемой преемственность поколений, добавляет торжественную ноту.
Зал «Октябрьского» в этот вечер звучит даже тишиной. За пультом оркестра театра, расположившегося на всю ширину сцены, – заслуженный артист России Андрей Алексеев. В его руке не классический инструмент дирижера, а ключ к сердцам зрителей в зале и камертон, по которому они настраиваются, оборачиваясь на свою юность через знакомые до боли мелодии. И, конечно, на лицах – слезы, а губы вслед артистам повторяют знакомые слова…
Театр музыкальной комедии – единственный из множества творческих коллективов не отправленный в эвакуацию с началом блокады Ленинграда, был и остается уникальным носителем исторической памяти. Много лет он поддерживает связующий мостик от прошлого в будущее, сохраняя уважительное отношение к своим коллегам, творческим форпостом стоявшим на страже духовного равновесия одетого в камуфляж города. Артисты и музыканты в этом коллективе – носители особого культурного кода, доставшегося им от тех, кто шел на репетицию пешком, несмотря на бомбежки, по обесточенным улицам, кто выходил в легком платье в промерзший зрительный зал и заставлял его смеяться, забывая об ужасах войны, кто всем своим существованием доказывал могучую силу искусства.
Они жили вместе с городом, и город жил, благодаря им. В воспоминаниях защитников и жителей Ленинграда нередки свидетельства о том, как дороги были для них встречи с артистами в театре, на концертах – в госпиталях, на линии фронта, на Дороге жизни.
В концертную программу театр включил эпизоды, связанные с блокадной летописью коллектива – это и праздник новогодней елки, устроенный в помещении Театра драмы имени Пушкина, в котором он показывал свои спектакли, и премьера легендарной постановки «Раскинулось море широко», ставшей гражданским и творческим вызовом оккупантам, и работа концертных бригад. И, конечно, со сцены БКЗ прозвучали несколько ярких фрагментов этого уникального спектакля и сегодня украшающего репертуар театра, и самые популярные и часто исполняемые на выездных выступлениях «Катюша» М. Блантера и «Синий платочек» Е. Петербургского.
Второе отделение концерта – голос фронта: «Дорога на Берлин» М. Фрадкина, «Песенка военных корреспондентов» М. Блантера, «Пора в путь-дорогу» В. Соловьева-Седого из военной киноленты «Небесный тихоход», «Смуглянка» А. Новикова. В письмах фронтовиков, говорящих с родными голосом народного артиста России Николая Бурова, нет места страху и боли. Они рассказывают о радости получить весточку из дома, о вдруг организованных начмедом госпиталя танцах, о том, что победа уже близко. Они берегут своих, зная что им не сладко. И, конечно, готовы на все, чтобы настал конец войне.
В этом «рядомстоянии» в программе концерта безудержного, на грани отчаяния, веселья с втаптыванием каблуков в планшет сцены лихой матросской плясовой и лирических мечтаний о мирном завтра, как в «Случайном вальсе» М. Фрадкина, под который бесшумно кружатся пары на сцене, невероятная амплитуда маховика войны – бесстрастного и равнодушного, все сметающего на своем пути.
О единственном шаге от жизни до смерти, о внезапной тишине и цветущей весне писали домой бойцы, прошедшие через годы войны, в том памятном мае 1945 года. Им нужна была победа любой ценой. Такая, как в песне Б. Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал», также прозвучавшей в концерте: одна на всех.
И это второе отделение, преимущественно наполненное замечательно мужественными голосами солистов театра – Федора Осипова, Олега Ромашина, заслуженного артиста России Александра Байрона, Романа Вокуева, нашедших свои краски и интонации для каждой из композиций, эталонно исполненных их предшественниками, стало эхом целого поколения. Поколения смотревших в глаза смерти и не отводивших глаз.
В финале, вслед за грандиозным гимном А. Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам», исполненным всеми участниками концерта, перескакивая в музыкальной хронологии назад, театр завершает программу «Маршем энтузиастов» И. Дунаевского из кинофильма «Светлый путь». И в этом – безусловная правда: только такой народ, истинно преданный своей отчизне – Стране Героев, и мог победить в той страшной войне.
Дина Калинина