ЖЕСТОКИЙ РОМАН
Творческая команда спектакля и режиссер Сусанна Цирюк приготовили зрителям незабываемую историю о роковом чувстве, которому невозможно противостоять.
В «Жестоком романе» будут сосуществовать два параллельных временных слоя: прошлого и настоящего. Сюжетные коллизии перенесены в конец ХХ века, а романтические фантазии Ларисы Огудаловой соответствуют времени действия пьесы Островского. Этот театральный прием только подчеркивает актуальность темы непростого выбора между материальным благополучием и счастливой любовью.
Музыка Андрея Петрова, оригинальные городские и цыганские романсы настроят зрителей на лирическую тональность, которой была наполнена легендарная картина Эльдара Рязанова с Никитой Михалковым и Ларисой Гузеевой в главных ролях.
В спектакле занято молодое поколение актеров «Балтийского дома», для которых эта история является не менее личной и актуальной, чем для артистов киноленты 1980-х годов.
В спектакле участвуют: Ирина Муртазаева, Елена Сохацкая, Константин Анисимов, Олег Коробкин, Егор Лесников, Роман Дряблов, Сергей Ионкин, Александр Передков, Иван Капорин.
Сусанна Цирюк, режиссер:
2023-й год посвящен А.Н. Островскому, и нам, в первую очередь, хотелось отдать дань таланту этого великого драматурга. Пьеса «Бесприданница» привлекательна абсолютно вневременным сюжетом, сочетанием пронзительного лиризма и жесткой прагматичности, стремительной динамикой происходящего – действие разворачивается в течение суток в маленьком, богом забытом волжском городке.
Простая и пронзительная история несчастной любви срока годности не имеет. А сколько и по сей день в русской провинции таких городков, где жизнь остановилась, как старинный колесный пароход на набережной, который никуда не плывет и лишь вызывает щемящую ностальгию по давно ушедшим временам, белым шляпам и кружевным зонтам, неспешным прогулкам, звукам забытых вальсов и маршей, мечтам о романтической любви, где всё и все на виду, все всё друг о друге знают, где есть свои хозяева жизни, где появление человека с «большой земли» становится событием. Вот эту эмоциональную атмосферу нам хотелось бы воссоздать на сцене. Кроме того, в пьесе нет второстепенных ролей – и это позволяет актерам максимально раскрыться и продемонстрировать разные грани своего дарования и все тонкости существования в ансамбле с партнерами – а он будет сильным, состав труппы «Балтийского дома» это позволяет с лихвой.
В Петербурге сегодня с успехом идут два спектакля по этой пьесе – «Бесприданница» в театре Ленсовета и «Вещь» в театре «Суббота». Мы предложим публике третью версию. А чем она будет отличаться – судить зрителям. Нам не хотелось бы заранее раскрывать все карты – предпочитаем сохранить интригу до премьеры!
Елена Сохацкая (Лариса):
Сейчас началась работа над спектаклем «Жестокий роман», а буквально пару месяцев назад меня спросили, о какой роли я мечтаю, и я ответила, что очень хочу сыграть Ларису Огудалову. И моя мечта сбылась – по распределению эта роль досталась мне. Я очень благодарна, что у меня есть возможность поработать над таким материалом! У нас было уже несколько репетиций, мы ознакомились с костюмами, декорациями и режиссерской концепцией, и могу сказать, что на данном этапе мне всё это очень близко!
Лариса Огудалова – интересный для меня персонаж. Ее сердце разрывается, она всегда существует на пределе, а мне как актрисе очень интересно найти этот градус. Немного усложняет задачу то, что существует невероятное количество спектаклей и фильмов по этой пьесе, и у зрителя есть четко сформированный образ. Мне бы очень хотелось найти в «своей» Ларисе что-то новое, возможно, парадоксальное, смелое и, может быть, совсем иное. У меня очень хорошие партнеры, собралась чудесная команда для создания этого спектакля. Думаю, у нас всё получится!
Егор Лесников (Юлий Капитонович Карандышев):
Наконец-то мы коснулись нашей русской классики, Александра Николаевича Островского, в год его юбилея! В нашем театре уже есть «Женитьба Белугина», спектакль, в котором я играю главную роль, и постановка «Волки и овцы», где я, к сожалению, не играю.
В «Бесприданнице» затронута серьезная тема поиска человеком счастья, идеала любви, романтизация этого чувства и столкновения его с реальностью. Пьеса о том, как все мы по-разному представляем любовь и счастье. Одно удовольствие работать с этим текстом! Настоящая, высокая драматургия о людях высоких порывов и идеалов, страстных, с повышенной эмоциональностью.
Что касается моего персонажа Юлия Капитоновича – у него есть свое представление о том, каким он должен быть, но он неуверенный человек, его амбиции разбиваются о действительность. Он стремится в мир, на его взгляд, «идеальных» людей, но они его не принимают… Карандышев втайне чувствует, что чего-то ему не хватает. Откуда в нем это чувство ревности, собственничества, огромные амбиции? Это все от несостоятельности, от неприятия себя как человека, потому что на самом деле каждый может быть счастливым. Просто это очень тяжелая работа. А если человек внутренне несчастлив, то ему всегда будет чего-то не хватать. Создание образа Юлия Капитоновича Карандышева – это работа на сопротивление, но мне будет очень интересно разгадать этого героя и «помочь» ему.
Фотографии предоставлены пресс-службой Театра-фестиваля «Балтийский дом»
Эскизы костюмов Елены Вершининой